НТО в поисках своего места: проблемы регулирования и пути решения
13.01.2022
Источник: Ассоциация малоформатной торговли
Ассоциация малоформатной торговли традиционно уделяет особое внимание мониторингу правоприменения в связи с принимаемыми в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях нормативными решениями, влияющими на условия ведения нестационарной торговли. Ассоциация выражает свою озабоченность тем, что при четко заявленных общегосударственных ориентирах на поддержку малого бизнеса как одной из наиболее пострадавших в условиях пандемии сфер экономики, имеющей при этом огромный неосвоенный потенциал источника социально-экономического роста, предпринимательские инициативы в области развития нестационарной торговли порой не встречают должного понимания со стороны региональных и местных властей, сталкиваются с серьезными административными барьерами. Как подчеркнул Президент РФ В.В. Путин на встрече с членами Правительства РФ 24 декабря 2021 года, «надо более активно создавать условия, чтобы у людей был твердый собственный источник дохода. В том числе снижать издержки бизнеса, помочь ему высвобождать средства для повышения заработных плат, для сохранения действующих рабочих мест и создания новых». Следует констатировать, однако, что определяющую роль в решении вопросов развития нестационарной торговли на местах нередко играет роль сугубо фискальный подход. Во главу угла ставятся скорость и степень наполняемости бюджета от предпринимательских инициатив, а не создание комфортного делового климата для реализации долгосрочных социальных, экономических, финансовых целей в их взаимосвязи. При таком подходе, который можно обозначить как фискальный детерминизм, региональные и местные власти ориентируются на развитие нестационарной торговли прежде всего (или даже исключительно) на государственных и муниципальных земельных участках и на условиях, которые в наибольшей степени отвечают потребностям бюджета (включая периодическое изменение правил для извлечения дополнительного бюджетного дохода). Регуляторная среда при этом оказывается нелояльной бизнесу, который попадает в обстановку неопределенности и вынужден нести необоснованные, избыточные издержки. В последнее время в Ассоциацию малоформатной торговли участились обращения из разных регионов со стороны хозяйствующих субъектов, занятых в сфере нестационарной торговли, в связи с установлением для них на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований новых (дополнительных) ограничительных требований. Несмотря на то, что федеральное законодательство, регулирующее вопросы торговой деятельности, не претерпело каких-либо сущностных изменений в части нестационарной торговли, а действующие в этой сфере федеральные обязательные требования становятся более гибкими и в целом либерализуются, на уровне регулирования и правоприменения на местах складываются подходы, значительно осложняющие (ухудшающие) условия ведения нестационарной торговли на частных придомовых территориях. Это происходит путем установления прежде всего в градостроительных нормативах, правилах благоустройства как целевых заградительных условий для размещения нестационарных торговых объектов на указанных территориях, так и ограничительных требований, предъявляемых к особенностям соответствующих объектов. Так, в отдельных регионах, муниципальных образованиях введены требования, определяющие так называемый нормируемый (обязательный) комплекс элементов благоустройства дворовой (придомовой) территории, который характеризует минимальное сочетание «основных» (обязательных) элементов благоустройства такой территории (детская площадка, спортивная площадка, скамейки для отдыха, контейнерная площадка, урны, площадка автостоянки, тротуары, внутренние проезды, озеленение, элементы освещения). В одних случаях данные требования формально распространяются только на проектирование новых и реконструкцию имеющихся дворовых (придомовых) территорий, в других — на все дворовые (придомовые) территории. Введение данных требований, предполагающее разграничение основных (обязательных) и дополнительных (факультативных) элементов благоустройства, используется на практике в том числе для целей решения вопроса о возможности размещения на придомовых территориях нестационарных торговых объектов. Размещение на придомовой территории нестационарного торгового объекта, относящегося к дополнительным элементам благоустройства этой территории, ставится в зависимость от наличия на придомовой территории основных (обязательных) элементов благоустройства. Несоблюдение этого условия грозит привлечением хозяйствующих субъектов к административной ответственности и демонтажем нестационарных торговых объектов. При этом вопрос оценки качественной и количественной достаточности основной благоустройственной инфраструктуры на придомовой территории, имеющий значение для размещения на ней нестационарного торгового объекта, оказывается в поле широкого дискреционного усмотрения местных органов власти. Между тем, федеральное законодательство исходит из принадлежности придомовой территории собственникам недвижимости в многоквартирном доме, которые самостоятельно определяют порядок пользования соответствующим земельным участком с учетом его назначения. Решение вопросов благоустройства придомовой территории, включая конкретный состав и размещение необходимых элементов благоустройства, относится к компетенции гражданско-правового сообщества собственников недвижимости в многоквартирном доме. На это сообщество не могут быть произвольно возложены дополнительные финансовые обременения в виде затрат на создание элементов благоустройства, тем более, если само сообщество не считает конкретные элементы благоустройства необходимыми (например, с учетом социально-возрастного состава сообщества, отсутствия финансовых ресурсов на обустройство, существования аналогичной инфраструктуры на прилегающих территориях и т. п.). При этом федеральное законодательство не содержит ни прямых предписаний, обязывающих собственников недвижимости в многоквартирном доме создать на придомовой территории конкретный перечень элементов благоустройства (с определенным количеством таких элементов и конкретным составом каждого из них), ни прямых запретов на сдачу в аренду под нестационарные торговые объекты части придомовой территории при отсутствии на ней каких-либо «основных» элементов благоустройства. В условиях, когда значительный массив жилого фонда был создан десятилетия назад, возложение на собственников недвижимости в многоквартирном доме соответствующих обязанностей, с выполнением которых связывается использование части земельного участка для извлечения дохода, позволяющего покрывать расходы на содержание общего имущества, едва ли можно считать обоснованным. Другая форма негативного воздействия на осуществление нестационарной торговли состоит во введении местными органами власти дополнительных ограничительных требований, предъявляемых к особенностям нестационарных торговых объектов. К примеру, имеются случаи установления местными органами власти в рамках регулирования вопросов благоустройства исчерпывающего набора типовых нестационарных торговых объектов (с конкретными заданными габаритами), что не позволяет учитывать индивидуальные потребности предпринимателя с учетом вида, объема торговли, характера реализуемой продукции. Вводятся требования и к конкретным материалам, из которых должны быть изготовлены нестационарные торговые объекты. Речь идет о материалах, относящихся не только к оформлению внешнего вида нестационарного торгового объекта, но и к его внутренней конструкции. Порой такие вновь установленные требования вводятся без учета ранее заключенных договоров аренды, т.е. по существу с обратной силой (без возможности адаптировать к изменениям), что вынуждает хозяйствующих субъектов нести дополнительные затраты по замене торговых объектов или прекращать торговую деятельность. Однако данные полномочия не имеют под собой прямо закрепленных оснований на уровне федерального регулирования торговой деятельности. Муниципальные же правила благоустройства имеют собственный обособленный предмет регулирования, не должны вторгаться в существо торговой деятельности, в вопросы промышленного производства торговых объектов. В современных реалиях сохранения серьезной эпидемической угрозы, накладывающей объективные ограничения на функционирование стационарных торговых объектов и осложняющей материальное положение широких слоев населения, для ужесточения условий ведения нестационарной торговли трудно найти разумное оправдание (тем более, когда речь идет о ведении данной торговли на открытом воздухе и в максимальной территориальной доступности для населения, позволяющей сократить перемещение людей и массовые социальные контакты). Вместе с тем Ассоциация малоформатной торговли констатирует, что описанные выше подходы в регулятивной и правоприменительной практике складываются в том числе вследствие недостаточной четкости, определенности федерального законодательства в части решения вопросов ведения нестационарной торговли на частных придомовых территориях. В частности, об этом свидетельствует Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 года № 14-П. Уже сам по себе сформулированный Конституционным Судом РФ в резолютивной части Постановления объем конституционно-правового истолкования норм права, на основании которых на практике решаются вопросы размещения нестационарных торговых объектов на частных придомовых территориях, указывает на серьезные юридические дефекты федерального законодательства (его пробельность, внутреннюю противоречивость, рассогласованность норм разной отраслевой принадлежности), которые Конституционный Суд РФ был вынужден преодолевать путем толкования. Вместе с тем выработанные Конституционным Судом РФ общие, принципиальные конституционно-правовые подходы, безусловно, требуют дальнейшей адекватной имплементации и конкретизации в рамках текущего федерального законодательства. Пока же само Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 года № 14-П толкуется на практике неоднозначно, в том числе с позиции абсолютно «промуниципального» подхода. При этом местные власти исходят из того, что своим решением Конституционный Суд РФ исключил возможность установления в муниципальных правилах благоустройства только лишь прямого и абсолютного запрета размещения нестационарных торговых объектов на придомовых территориях. Поэтому якобы любые, сколь угодно жесткие, требования к условиям размещения нестационарных торговых объектов на этих территориях, если они не содержат указанного формального запрета, допустимы (даже если они почти невыполнимы фактически, делают нестационарную торговлю экономически нецелесообразной). Как было описано ранее, в качестве таких требований выступают, например, требования к размерам, материалам нестационарных торговых объектов. Местные власти считают, что вправе вводить такие (сколь угодно жесткие) требования на основании Постановления Конституционного Суда РФ. Ассоциация малоформатной торговли придерживается понимания Постановления Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 года № 14-П как направленного на обеспечение баланса интересов бизнеса и власти и исключающего любые произвольные, чрезмерные, избыточные, необоснованные ограничения в отношении нестационарной торговли. Ассоциация обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 75.1 Конституции РФ, в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. Это предполагает, что политика государства, законодательство и правоприменение должны обеспечивать гармоничное сочетание индивидуальной свободы и общественной солидарности и применение таких мер, при которых, в частности, достигается определенность, предсказуемость условий ведения бизнеса, поддерживается стремление к реализации частных инициатив, бизнес не находится под подозрением и давлением непомерных требований и издержек. По мнению Ассоциации малоформатной торговли, необходимо совершенствование нормативной правовой базы в сфере нестационарной торговли, в том числе совершенствование законодательства в части снятия необоснованных ограничений для ведения нестационарной торговли на придомовых территориях. В частности, должны быть конкретизированы условия установления органами местного самоуправления требований к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий, строений, других элементов благоустройства территории, к размерам таких объектов. Нуждаются в разъяснении понятия «внешний облик нестационарного торгового объекта», «технические (конструктивные) особенности нестационарного торгового объекта».