Adresseavisen: когда ИИ полезен

Источник: 

СППИ ГИПП
Adresseavisen: когда ИИ полезен

Изображение: adressa.no

«Может ли генеративный искусственный интеллект отобрать работу у журналиста? Нет, но репортер, который знает, как использовать ИИ, может», – считает Кристер Йонсен, редактор и руководитель отдела редакционного развития норвежской газеты Adresseavisen.

«Вам не обязательно становиться разработчиком или хакером, но вы должны иметь представление о том, как работают алгоритмы. Вам нужно понять, почему правила таковы, какие они есть. Так или иначе это повлияет на вашу работу и вашу жизнь», – говорит Йонсен.

Adresseavisen издается с 1767 года и базируется в Тронхейме. Это старейшая ежедневная газета Норвегии, входящая в состав Schibsted и Polaris Media (Schibsted – крупнейший акционер Polaris Media, владеющий 29% акций).

Редакция уже много лет работает с искусственным интеллектом. В Adresseavisen в первую очередь использовали алгоритмы для персонализации и увеличения количества статей, которые они могли бы предложить читателям на своей домашней странице.

Йонсен отмечает, что в Норвегии, в отличие от многих других стран, около 80% пользователей заходят непосредственно на домашнюю страницу сайта СМИ, а не находят его по контенту, который отображается в поиске или социальных сетях: «Это означает, что, когда мы пытаемся внедрять инновации, мы обычно делаем это на нашей домашней странице».

Основы персонализации

Таким образом, цель Adresseavisen – создать идеальную домашнюю страницу. Йонсен вспоминает, что, приступив к персонализации, они стали учитывать, являются ли пользователи подписчиками или нет, интересовались ли они горячими новостями или спортом, предпочитали ли лонгриды или статьи на актуальные темы.

«Мы обнаружили, что искусственный интеллект или алгоритмы лучше всего работают в нижней части статей, – добавляет он. – То есть если вы прочитали один текст до конца, у нас было больше шансов заставить вас прочитать еще один, потом еще один, и еще один».

По его словам, многие любители спорта, оказавшись на сайте Adresseavisen, читают порядка 10 статей о спорте: «Поэтому наши усилия направлены на то, чтобы заставить вас прочитать еще один материал и стать нашим подписчиком, если вы еще им не являетесь».

В основе персонализации контента Adresseavisen лежат теги, которые проставляются во всех материалах.

«Если вы собираетесь персонализировать контент, вам нужно иметь много данных. Это означает, что у вас должно быть опубликовано много материалов. 15-20 статей в день недостаточно для персонализации, – подчеркивает Йонсен. – И у вас должно быть достаточное количество пользователей для того, чтобы вы могли разбить их на группы или сегменты».

Верные миссии

Он замечает, что определенные виды контента могут быть созданы с помощью искусственного интеллекта. Например, в Adresseavisen используют ИИ для сбора данных о продажах жилья в регионе (цена, бывший владелец и т. д.), а также для создания простых заметок о продажах местной недвижимости.

В то время как они нашли много областей, где искусственный интеллект может быть полезен, есть и такие, где он не используется. Например, верхняя часть домашней страницы сайта Adresseavisen и статьи на ключевые темы строго контролируются редакторами.

«Мы не используем алгоритмы в наших главных сюжетах. Мы так поступаем, чтобы оставаться верными нашей миссии, – заявляет Йонсен. – Но мы можем персонализировать нашу главную страницу. Так, например, мы можем предоставить подписчику и обычному читателю две разные главные страницы в зависимости от того, хотим ли мы, чтобы пользователь стал подписчиком или читал как можно больше материалов каждый раз, когда посещает наш сайт».

Одна из самых популярных областей использования искусственного интеллекта в Adresseavisen сегодня – это создание материалов об актуальных ценах на электроэнергию в Норвегии, поскольку они сильно колеблются. «Они меняются, причем каждую минуту, – поясняет Йонсен. – Зачастую человек заходит на наш сайт только для того, чтобы узнать, должен ли он принять душ сейчас или ему подождать два часа».

Он считает это отличным примером того, когда искусственный интеллект действительно облегчает работу редакции, потому что не стоит заставлять журналиста тратить массу времени на постоянное обновление цифр.

Планы и запреты

По словам Йонсена, они планируют разработать свои собственные программы на основе искусственного интеллекта. Они также изучают, как ИИ может помочь им переносить контент и адаптировать его для других платформ.

Adresseavisen запрещает своим журналистам и редакторам работать над статьями с помощью стороннего искусственного интеллекта. «У нас в редакции есть правило, согласно которому мы не будем использовать, например, ChatGPT, до публикации – говорит Йонсен. – Почему? Ответ довольно прост: все данные попадают в общую базу, и вы не знаете, кто собирает ваши данные. Это означает, что, если вы уже работаете с источниками, а материал еще не был опубликован, кто-то другой может за вами подглядывать. Всегда помните об этом, когда вы используете сторонние приложения».

Брайан Везелинг, старший редактор WAN-IFRA

Материал опубликован в августовском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Все материалы свежего номера читайте здесь