Алексей Иванов: Внутренняя синергия
21.10.2024
Источник:
СППИ ГИППВ июне в Союзе предприятий печатной индустрии (ГИПП) произошли существенные изменения: был избран новый исполнительный директор, а сама дирекция была интегрирована в объединенную дирекцию, которая работает также с Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), Ассоциацией развития интерактивной рекламы (АРИР) и Российской ассоциацией маркетинговых услуг (РАМУ). Кроме того, обновились составы наблюдательного совета и правления Союза. Об этих структурных изменениях и главных отраслевых проблемах мы побеседовали с президентом СППИ ГИПП, генеральным директором издательского дома «ИМ Медиа» Алексеем Ивановым.
– В чем заключаются причины принятого решения о вхождении дирекции СППИ ГИПП в объединенную исполнительную дирекцию АКАР, АРИР и РАМУ?
– Основным является то, что за последние два года нагрузка на дирекцию СППИ ГИПП кратно увеличилась и рук катастрофически не хватало. Стало возникать все больше ситуативных «пожаров», которые требовалось тушить незамедлительно. Очевидно, что, занимаясь решением крайне важных и срочных тактических вопросов, не всегда успеваешь уделять достаточно внимания глобальным задачам отрасли, которые стоят перед Союзом как перед общественной организацией.
Мы стали искать людей, просматривая кандидатов на разные позиции. Наш взгляд остановился на объединенной дирекции, которая осуществляет управление АКАР, АРИР и РАМУ. Мы поговорили с исполнительным директором Валентином Смоляковым и президентом АКАР Сергеем Пискаревым, чтобы наше предложение о сотрудничестве не вызвало конфликт интересов и, заручившись их поддержкой, провели консультации внутри нашего Союза. Положительный отзыв дали практически все, так как не было секретом, что у нас критически не хватает ресурсов.
Подчеркну, что произошло не замещение дирекции СППИ ГИПП: она вошла в объединенную дирекцию. То есть все хорошее работает по-старому хорошо, но появились как минимум новые руки, новые головы, которые помогают нам двигаться вперед и развиваться. Звучал вопрос, хватит ли у объединенной дирекции времени на все четыре общественные организации, но лично я уверен, что Валентин с командой дадут СППИ ГИПП новые импульсы и мы приняли правильное решение.
– Какие еще преимущества, помимо новых рук и голов, вы видите у объединенной дирекции?
– Одним из ключевых нововведений стало создание комитетов и комиссий по различным направлениям деятельности. Раньше были разнообразные рабочие группы с понятными задачами, но без четкой концепции. Теперь у нас есть комитеты, и в каждом из них – несколько сопредседателей, на которых накладываются определенные обязательства по работе их структурных подразделений. Они сами формируют и ставят конкретные задачи, и, таким образом, система стала более функциональной, а структура СППИ ГИПП – более прозрачной и понятной.
– Также заметно обновились составы правления и наблюдательного совета СППИ ГИПП. Почему?
– Идея пересмотреть правление созрела давно, еще до того, как мы стали размышлять об изменениях в дирекции. Я был избран президентом СППИ ГИПП в декабре 2021 года и с того времени некоторых членов правления ни разу не видел на наших собраниях. Сейчас мы выбрали новых людей, а также остался костяк, который был активен. В итоге состав правления обновился процентов на 50.
Помимо этого, мы проголосовали за новый состав наблюдательного совета, куда перешли несколько бывших членов правления, руководителей издательских домов. Там им будет намного интереснее, и они смогут принести больше пользы: на заседаниях правления обсуждается и стратегия, и тактика, а наблюдательный совет – это о сверхзадачах.
12 сентября прошло заседание правления СППИ ГИПП в новом составе, и впечатления от него и у меня, и у остальных участников исключительно положительные. Очень важно, что то новое, что было запланировано всего два месяца назад, уже начинает воплощаться в жизнь.
– Получается, изменения в дирекции и изменения в правлении – это две разные истории, которые просто сошлись?
– Это два разных изменения одной организации, которые прекрасно легли в единую канву новой концепции. Она заключается в том, что в правление должны входить сопредседатели комитетов и комиссий. Также туда входят члены СППИ ГИПП, имеющие колоссальный опыт, но по тем или иным причинам не ставшие руководителями комитетов. Хотя это, скорее, исключение. Теперь принцип таков: собрание правления – это собрание именно сопредседателей, где мы обсуждаем работу по направлениям в рамках комиссий и комитетов.
– В чем заключаются основные функции объединенной исполнительной дирекции в части работы с комитетами СППИ ГИПП?
– Функции дирекции – это организация жизнедеятельности комитетов, контроль и предоставление необходимых сервисов для их работы. Дирекция за комитеты работать не будет: участники отрасли должны сами определять проблемы, формулировать идеи и в дальнейшем их, соответственно, решать и реализовывать.
В данном аспекте дирекция – это инструмент, это бэк-офис. Она выделяет каждому комитету ассистента, который ведет протоколы заседаний, помогает в коммуникации с другими комитетами и т. д. В ней есть пиар-отдел, который создает и распространяет ту информацию, которую комитет хочет вынести во внешний мир. То есть дирекция – это исполнительный орган, который делает работу комитетов организованной, комфортной, эффективной и, в конце концов, просто возможной. Но, повторюсь, комитеты сами определяют и ставят задачи, согласовывают и приступают к их решению.
– Работа по принципу «снизу вверх»?
– Я бы сказал, что это больше напоминает матричную систему, когда у нас между всеми комитетами, комиссиями, дирекцией, президентом и другими членами СППИ ГИПП есть связи и снизу вверх, и сверху вниз, и в плоскости, и даже наискосок. Например, мне, как человеку, выполняющему во многом GR-функцию, комитеты тоже ставят задачи. И я, уже как исполнитель, иду и делаю. Многие направления работы пересекаются друг с другом, и мы обсуждаем их все вместе.
– Теперь заседание правления похоже на редакционную планерку?
– Как я уже говорил, у нас теперь нет статистов. Все включены в обсуждение, и сентябрьское заседание напоминало большой мозговой штурм. Раньше правление обычно шло час-полтора, а в этот раз – почти три часа. Это хороший показатель того, что коллеги готовы работать на благо отрасли и верят в произошедшие изменения и их пользу.
– Перейдем к отраслевым проблемам. Как за последний год изменилась ситуация с дистрибуцией печатных СМИ? Какие тенденции вы бы отметили?
– Удалось реализовать очень важную инициативу, которую мы двигали с конца прошлого года и которую поддержал Минпромторг. В июле Правительство Российской Федерации установило норматив минимальной обеспеченности населения точками продажи периодической печатной продукции. Он рассчитывается как произведение коэффициента минимальной обеспеченности населения количеством торговых объектов по продаже периодической печатной продукции на среднегодовую численность населения региона или муниципального образования, поделенное на 10 тысяч человек. Мы долго обсуждали методику расчета и коэффициент и, заручившись поддержкой Минпромторга, в итоге получили результат, превосходящий наши ожидания. Сейчас на утверждении такой коэффициент, при котором не только не планируется сокращение точек продаж прессы, но в некоторых городах есть возможность даже увеличить количество киосков.
Конечно, проблемы остаются: есть регионы, где можно увидеть, что в НТО «Печать» наклеена газета на стекло, а на самом деле это кофейня. Или мы видим по отчету, что в одной из областей под 200 киосков, а с мест нам сообщают, что их меньше 100, а на остальные даже газеты не наклеены – там просто продается шаурма или какие-то другие товары. С этим мы разбираемся, и сейчас делать это будет гораздо легче: у нас в руках появился реальный инструмент, с которым мы можем контролировать ситуацию и требовать от региональных властей соблюдения установленного норматива.
Что касается ритейла, в этом году здесь тоже произошел определенный прорыв. В феврале на площадке Минпромторга состоялась встреча глав крупнейших розничных сетей страны с ведущими издателями и распространителями печатных СМИ. Ее провел на тот момент статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов. Была поставлена четкая задача – сформулировать концепцию развития категории «Пресса» в супермаркетах, поставить газеты и журналы туда, где их не хватает. После этого издатели неоднократно встречались с топ-менеджерами сетей и в большинстве случаев пришли к взаимопониманию. Сейчас супермаркеты, за редким исключением, выполняют рекомендации Минпромторга по поводу расширения доступности и ассортимента печатной продукции. Со всеми крупными сетями, такими как X5 Group, «Магнит», «Лента» и др., мы на прямой связи и, если возникают какие-то вопросы, решаем их в рабочем порядке.
К сожалению, есть сети, которые нас не слышат. В конце этого года в Минпромторге пройдет итоговое совещание, где мы сможем отрапортовать обо всех наших победах, похвалить компании, которые с нами работают, а также рассказать о проблемах и тех сетях, которые игнорируют не только нас, но и свое профильное министерство.
– О Почте России скажете несколько слов? Или лучше промолчать?
– Молчать в этой ситуации уж точно не стоит, так как мы балансируем на краю пропасти. Почта России – это очень важный канал реализации печатной продукции и огромное предприятие со сложносочиненной архитектурой, в котором большое количество накопленных проблем, в том числе в сфере распространения прессы и подписки. Их не решить ни в один, ни в два, ни в десять подходов, если не вести конструктивный диалог, но, к сожалению, мы видим абсолютное непонимание нашей проблематики, а только желание переложить с больной головы на здоровую. В прошлом году издатели предупреждали коллег из Почты России, что их инициативы по сокращению отделов подписки приведут к неминуемому сокращению тиражей. Нам отвечали: «Нет-нет, все будет нормально, вы дуете на воду». В итоге падение подписки составило вплоть до 30%.
Также в этом году начались новые эксперименты теперь уже с розничными продажами прессы в виде увеличения наценки в одностороннем порядке. Это уже привело к тому, что цены в почтовых отделениях стали существенно выше среднерыночных, а продажи, соответственно, падают вне рыночных тенденций. Я отказываюсь в это верить, но создается впечатление, как будто у коллег из Почты России стоит KPI, кто более изощренным способом загубит продажи прессы в отделениях связи. Особенно печально это видеть сейчас, когда роль печатных СМИ очень важна в рамках информационной безопасности страны, а почтовые отделения во многих случаях – единственный способ получить газеты и журналы.
– Как решаются вопросы, связанные с ростом цен на бумагу и импортозамещением запчастей и расходных материалов в типографиях? Есть ли здесь положительные подвижки?
– Мы не наблюдаем сейчас какого-то сверхъестественного роста цен на бумагу. Это хорошо и это понятно: производители бумаги приспособились к текущим реалиям и понимают свою значимость в затратах издателей. Что касается самих полиграфистов и типографий, конечно же, у них огромное количество проблем. Очень остро стоит кадровый вопрос: те же печатники – товар штучный, и если они уходят, то под угрозой оказывается весь процесс. Большая проблема с расходными материалами: краски из Индии, китайские пластины – все это пока что не такого высокого качества, которому соответствовала продукция до санкций. Для решения этих вопросов у нас создан комитет по полиграфии, но, думаю, здесь мы не обойдемся без помощи государства.
– Как, на ваш взгляд, меняется ситуация на рекламном рынке и продолжает ли расти аудитория печатных СМИ в 2024 году?
– Динамика аудитории печатных СМИ продолжает приятно удивлять. В середине сентября пришли свежие цифры Mediascope, которые показывают рост, пусть и не такой, как в начале СВО, но тренд очевиден. В то же время и сам рекламный рынок дает позитивные сигналы. Конечно, есть компании, которые уходят из печати безвозвратно, но, с другой стороны, мы наблюдаем и обратную тенденцию: диджитальные рекламодатели, которые до недавнего времени размещались преимущественно в интернете, приходят в печать. Яркие тому примеры – «Яндекс.Такси» и Ozon, которые понимают, что иначе как через печатные СМИ до определенной аудитории достучаться абсолютно невозможно. Поэтому в газетах и журналах с рекламой все неплохо, а бюджеты в диджитал-продуктах издателей показывают очень бодрую динамику.
– Какой вы видите ситуацию в отрасли в четырех новых субъектах Российской Федерации?
– Мы находимся на связи с коллегами из новых регионов. В прошлом году при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации мы провели конференцию в Воронеже, которую посетили представители медиасферы из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей. В этом году Минцифры снова поддержало нашу инициативу, и в октябре на базе издательств «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва» и «Российская газета» мы провели второе мероприятие для новых регионов, добавив в него актуальных смыслов. Стараемся помогать всем, чем можем. Коллегам, конечно же, очень тяжело, и они огромные молодцы: не только не падают духом, а черпают идеи, перенимают опыт с двойным рвением и делятся своими бесценными наработками. Уверен, что в тот момент, когда наступит мир, они уже будут абсолютно интегрированы в медиаландшафт России и будут продолжать вести полноценную деятельность в нашей отрасли.
Александр Никитушин
Материал опубликован в октябрьском номере журнала «Стратегия и практика издательского бизнеса»
Все материалы свежего номера читайте здесь (скачать pdf)