Новости, достойные доверия

Источник: 

ВЦИОМ
Новости, достойные доверия

Изображение: Олег Елков/ТАСС

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян о СМИ.

Одно сплошное телевидение 

Герой известного фильма «Москва слезам не верит» считал, что в будущем нас ждет одно сплошное телевидение. Он не мог и представить себе, что у голубого экрана появится такой серьезный соперник, как интернет. Пока телевидению удается сохранять лидирующие позиции: четверо из десяти россиян назвали его главным источником новостей о событиях в нашей стране (40%), но пять лет назад показатель был выше на 13 п.п. (2018 г. — 53%). На втором месте глобальная сеть (новостные, аналитические, информационные сайты — 19%, социальные блоги, сети — 14%, мессенджеры — 11%). Бумажная пресса (газеты — 1%, журналы — <1%) и радио (2%) практически исчезла из числа основных каналов информирования россиян.

Медиапредпочтения россиян с 2018 г. изменились: телевидение стало менее популярным, а интерес к интернет-каналам то рос, то падал. Аудитория новостных сайтов в последние пять лет находится примерно на одном уровне (2018 г. — 18%, 2020 г. — 23%, 2021 г. — 20%, 2023 г. — 19%), пик внимания к социальным сетям пришелся на 2020-2021 гг. (20-21%), но сегодня вновь снизился до уровня 2018 г. (14%). В 2020 г. и сайты, и социальные сети звучали в ответах чаще, вероятно, это следствие «домашнего» образа жизни, вызванного пандемией. Максимальный рост аудитории демонстрируют мессенджеры, за два года процент россиян, выбирающих их в качестве главного источника новостей, вырос почти в три раза (2021 г. — 4%, 2023 г. — 11%).

Подобные трансформации в медиапотреблении могут объясняться разными причинами: развитием технологий и доступностью интернета, потребностью в актуальной и разнообразной информации, в том числе запросом на альтернативные взгляды на текущие события, а также развитием мессенджеров и ростом их популярности. Кроме того, интернет-источники, социальные сети, мессенджеры через подписки позволяют получать персонализированную информацию, что может быть для кого-то предпочтительнее, чем ТВ.

Выбор источника новостей о событиях в стране имеет заметную возрастную специфику. Интерес к телевидению остается высоким у россиян старше 45 лет (45-59 лет — 46%, старше 60 лет — 70% vs. 9-12% в группе до 35 лет). Молодежная аудитория отдает предпочтение глобальной сети для получения новостей. Причем в этой группе лидируют социальные сети, хоть и с небольшим отрывом (25% в группе до 25 лет и 28% в группе 25-34 лет). Молодежь также чаще просматривает мессенджеры (23% и 19%).

  • Женщины чаще мужчин называют телевидение (45% vs. 34% мужчин), а мужчины — социальные сети (16% vs. 12%) и мессенджеры (13% vs. 9%).
  • Чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители выбирают в качестве основного источника информирования о событиях в стране новостные сайты (30% столичных жителей vs. 12% сельчан), социальные сети (19% столичных жителей vs. 9% сельчан) и мессенджеры (14% столичных жителей vs. 9% сельчан). На селе и в небольших городских населенных пунктах (до 100 тыс. чел.) ТВ называет каждый второй (48-52%).

В поисках объективности

В идеале СМИ должны стремиться к точной и всесторонней подаче информации, представлять различные точки зрения и давать возможность читателям/зрителям сформировать свое собственное мнение. Наши соотечественники полагают, что сегодня найти объективную информацию о событиях в России можно как на телевидении (26%), так и в интернете (в социальных сетях — 24%, на аналитических сайтах — 22%). За время измерений восприятие ТВ как объективного источника информации постепенно падало (2016 г. — 46%, 2017 г. — 43%, 2018 г. — 34%, 2019 г. — 30%), а социальных сетей, наоборот, росло (2016 г. — 10%, 2017 г. — 13%, 2018 г. — 18%, 2019 г. — 15%).

  • Чаще других считают объективными интернет-сайты россияне до 45 лет (33-28% vs. 13-18% в группе старше 45 лет), жители крупных городов с численностью населения более 500 тыс. чел. (27-33% vs. 16% среди жителей небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. и жителей села), а также активные пользователи интернета (31% vs. 2% среди телезрителей).
  • Социальные сети и блоги считают объективными мужчины (27% vs. 21% женщин), молодежь до 35 лет (35-44%), столичные жители (32%) и активные пользователи интернета (38% vs. 1% среди телезрителей).
  • Телевидение — женщины (32% vs. 19% мужчин), опрошенные старше 60 лет (51% vs. 5-13% среди россиян до 45 лет), сельские жители (38%) и активные телезрители (68% vs. 1% среди тех, кто предпочитает интернет).

Каждый третий россиянин считает, что освещение событий в стране центральными средствами массовой информации в последние 2-3 года стало более объективным (32%). Показатель вернулся к уровню 2018-2019 гг. (по 34%) после снижения в период пандемии 2020-2021 гг. (по 23%). Еще треть полагает, что в последние 2-3 года ничего не изменилось (32%), каждый четвертый говорит о снижении объективности (24%, −10 п.п. к 2020-2021 гг.).

  • В большей степени рост объективности центральных СМИ замечают женщины (38% vs. 25% мужчин), это мнение также становится популярнее с возрастом (49% в группе старше 60 лет). Среди предпочитающих ТВ показатель составляет 53% (vs. 15% в группе «интернетчиков»).