Секреты советской прессы: культовые журналы прошлого — источник знаний и развлечений

Источник: 

24СМИ
Секреты советской прессы: культовые журналы прошлого — источник знаний и развлечений

Изображение: Pinterest

Сегодня дефицита информации и ее источников нет. Все важное умещается в смартфоне или компьютере. От интересующего рецепта, новостей или развлекательного контента человека отделяют простейшие действия.

В СССР дела обстояли иначе. Информация любого рода была дозированной и не зазывала из-за каждого угла. Целый мир перед советскими людьми открывали журналы. А их были десятки и на любой вкус. Ожидание выхода любимого издания было значимой частью жизни. С надеждой в сердце дети, подростки и даже взрослые проверяли почтовый ящик, надеясь найти там свежий номер. Подробнее о культовых советских журналах – в материале 24СМИ.

«Мурзилка» и «Веселые картинки»

«Мурзилка» пережил всех советских вождей и учил добру ряд поколений советских ребят. Первый номер вышел в 1924 году и быстро набрал популярность. Своеобразным лицом издания стал персонаж писателя Александра Федорова-Давыдова. Это шустрая и веселая, но в то же время непутевая собачка.

Вместе с Мурзилкой читателей сопровождал мальчик Петя. Впоследствии Мурзилка стал пушистым желтым зверьком в шарфе и красном берете с чемоданом в руках, что отсылает к медвежонку Паддингтону. На страницах журнала даже в годы войны печатались увлекательные рассказы, загадки, кроссворды, ребусы и занимательные заметки.

«Веселые картинки» считались своеобразными советскими комиксами. Все началось с народного художника СССР Ивана Семенова, который задумал собственный журнал для детей. Сначала на бумаге возник персонаж Карандаш, но впоследствии к нему прибавились Самоделкин, Петрушка, Незнайка, Дюймовочка и другие герои, которые впоследствии попали на узнаваемый логотип журнала.

Кроме сказок, приключенческих историй, ребусов и загадок популярностью пользовалась рубрика «Школа Карандаша» (уроки рисования) и «Школа Самоделкина».

«Юность»

Сложно найти журнал, который оказал столь сильное влияние на молодых граждан Союза. Каждый новый номер ждали с нетерпением, зачитывались, обсуждали, ругали. Издание позволяло себе диктовать мировоззрение, которое иногда не согласовалось с ценностями социализма.

Но «Юность» стала легендой позднего СССР. Издание писало о происходящем в мире, науке, спорте, культуре, литературе. Этот журнал дал старт карьере ряда писателей (Фазиль Искандер, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Кир Булычев).

«Техника – молодежи»

Этот научно-популярный журнал с литературно-художественной окраской призывал молодых людей быть смелыми и любознательными. Подростки, вдохновившись фантастическими рассказами, мечтали стать инженерами и космонавтами. Они не просто мечтали о прекрасном и технологичном будущем, но и горели желанием приложить руку к его созданию.

Журнал рассказывал о текущих успехах советской науки, технологиях и описывал разработки, которые изменят жизнь через три-четыре десятилетия.

«Роман-газета» и «Аврора»

«Роман-газета» доказала, что можно обрести популярность без маркетинга, ярких картинок и интригующих заголовков. Внешний вид номера плотного журнала с литературными произведениями покажется молодому поколению скучным. Но советские читатели судили не по обложке, а по содержанию.

Секрет издания был в доступности. Советские люди любили читать, но хорошая книга стоила дорого. «Роман-газета» позволяла знакомиться с увлекательными произведениями и давала шанс начинающим авторам.

У журнала «Аврора» направленность была похожая, но подход отличался. Это издание временами разрешало себе намеки на свободомыслие, за что подвергалось давлению со стороны партии.

В 1980-х «Аврора» писала о набирающей популярность рок-музыке, а в 1988 году на страницах журнала появилась повесть «Интердевочка» Владимира Кунина. На излете СССР тираж издания доходил до 1,9 млн экземпляров.

«Крокодил»

Популярнейший сатирический журнал, который появился в первые годы СССР. На страницах издания высмеивались реалии советского государства и мира: взяточничество, антирелигиозные темы, геополитика. Кроме того, публиковались карикатуры на известных личностей. В «Крокодиле» работал художник Семенов, который впоследствии основал «Веселые картинки».

Полезно знать: у «Крокодила» были товарищи в ряде советских республик: белорусский «Еж» («Вожык»), казахстанский «Шмель» («Ара»), латвийский «Репейник» (Dadzis), эстонский «Пиккер», татарстанский «Скорпион» («Чаян»).

Автор: Ян Кара