Реклама Российской империи: классификация в печатных СМИ

Источник: 

Интересная Россия
Реклама Российской империи: классификация в печатных СМИ

Изображение: Интересная Россия

Неверно думать, что реклама в печатных средствах массовой информации – примета лишь сегодняшнего дня. На самом деле у нее давняя история. Объявления коммерческого характера публиковались еще в восемнадцатом веке в петровских «Ведомостях». В начале двадцатого века некоторые отечественные издания отводили под рекламу до 50 процентов своего объема. Что именно рекламировали в царской России, можно узнать, пролистав, к примеру, несколько номеров журнала «Пробуждение» за 1914 и 1915 годы. Все продвигаемые товары и услуги можно условно разделить на несколько групп.

Какие товары и услуги рекламировали в царской России?

Здоровье и гигиена. Значительную площадь в рассмотренных выпусках занимает информация о способах лечения болезней семенной вытяжкой, арматином, лециталем и прочими чудо-средствами. Рекламируется так называемый формовщик носов. Размещены объявления, рассказывающие о пользе карамели «Серполет», болгарской простокваши, минеральной воды «Боржом», лепешек ЭМС. Поются дифирамбы косметической жидкости «Майская роса», борно-тимоловому мылу и крему от веснушек.

Обучение и работа. Приглашаются желающие записаться на курсы бухгалтерии, стенографии, каллиграфии, иностранных языков. Что касается трудоустройства, вот, например, такое объявление: «Требуются немедленно в Санкт-Петербурге, Москве и всех частях империи мужчины и женщины для легкой работы у себя на дому. Мы предлагаем каждому 50-100 рублей в месяц в течение круглого года. Расстояние не служит препятствием». Речь идет об изготовлении чулок и носков при помощи автоматической вязальной машины «Виктория». Или еще одно: «Требуются деятельные агенты для перепродажи недорогих заграничных новинок».

Фото: соцсети

Досуг. «Любой подъем берет «Торпедо» с двойной передачей, две скорости, свободный ход, автоматический тормоз» – это приманка для велосипедистов. Сюда же можно отнести рекламу ружей, музыкальных инструментов, граммофонов, пластинок, театральных и полевых биноклей. Книжные новинки представляет, в частности, издательство Сойкина, это романы Немировича-Данченко и Ясинского, повести Гегидзе и Северцева-Полилова. В номерах журнала то и дело мелькают объявления о денежных лотереях. Мужчинам предлагается приобрести особо пикантные снимки парижского жанра.

Фото: соцсети

Продовольственные товары. Табачные изделия. В этой группе разные сорта чая фирмы Дубинина, «верх изящества и вкуса» – папиросы «Дядя Костя», «идеал джентльмена, лучший друг спортсмена» – папиросы «Осман».

Одежда и белье. «Без лишних затрат можно в провинции одеваться по-столичному», – убеждает потенциальных покупателей отличающийся отменным ассортиментом торговый дом Эсдерса и Схефальса. Есть также объявления, предлагающие приобрести корсеты, трико для спорта и чулки без шва.

Изображение с сайта https://zavodfoto.livejournal.com/2113018.html

Товары для дома и дачи. Швейные машины компании «Зингер». Часы от Павла Буре. Вентилятор-клоун-акробат, надевающийся на стекло керосиновой лампы и другие забавные автоматы от технической конторы Пфеффера. Цветочные луковицы, саженцы, семена, бочки, гамаки.

Товары для детей. Здесь, несомненно, привлекает внимание реклама первого детского конструктора – якорных каменно-строительных кубиков, выпускаемых фабрикой Рихтера.

Что еще? Заочные уроки игры на гитаре. Предложение научиться рисовать с помощью специального пособия. Услуги адвоката и других специалистов… Как видно, по основным позициям дореволюционная реклама мало чем отличается от современной.