Петербургская типография «Девиз»: история успеха
28.05.2025
Источник:
Российская газета
Ежедневно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Российская газета» выходит тиражом несколько десятков тысяч экземпляров: ложится на столы чиновников, дожидается поклонников печатного слова в киосках, падает в ящики подписчиков. Для того чтобы утренние газеты вовремя попали к читателям, типографский комплекс «Девиз» работает круглосуточно. Потому что сегодня это единственная типография в городе, которая занимается газетной печатью.
Развитие по запросу
История предприятия, занимающего основную долю рынка петербургской печатной продукции, началась в 1995 году. Основатели бизнеса ранее не имели отношения к полиграфии, но решили – почему бы и нет? И купили американскую печатную машину King Press 2+2, с помощью которой можно было выпускать только черно-белые издания. Так в Петербурге появилась первая частная газетная типография. А спрос тем временем рос именно на цветную печать: увеличивается популярность больших таблоидов, в жизнь прочно входят рекламные каталоги – и в «Девизе» появляется полноцветная печатная машина GOSS Universal 45 4+4. А дальше, рассказывает генеральный директор типографии Олег Киселев, бизнес продолжил развиваться по тому же принципу – отвечая на запрос рынка. Так у «Девиза» появилась самая большая и самая производительная газетная машина на Северо-Западе – GOSS Universal 70, где 70 – это семьдесят тысяч экземпляров в час. Одновременно машина может печатать три разных тиража, так как имеет три отдельных фальцаппарата – это механизм, который режет и складывает отпечатанные листы.
Печатают газеты офсетным способом, и этот метод остается практически неизменным вот уже несколько десятилетий. На металлические пластины путем химического протравливания наносится рисунок, потом их закрепляют на специальных валах. На соседние резиновые валы подается краска. Бумага из огромного рулона (каждый может весить до полутонны) проходит между резиновыми валами и валами с формами – и получается двухсторонняя печать. Созданием форм занимается отдел предпечатной подготовки.
- Сегодня процесс подготовки форм практически полностью автоматизирован, все делает компьютер, – рассказывает начальник отдела Игорь Лапин. – Но все равно ночь – самое горячее время для нас, потому что в Петербурге выходит около десятка ежедневных газет.
Всего в типографии в три смены работают примерно 350 человек, из которых не более 20 процентов – офисные сотрудники.
3D-печать для печатников
Днем производство тоже не простаивает. Здесь печатают огромное количество учебных материалов, тетрадей, прописей, детские материалы развивающего характера, а также журналы, сборники кроссвордов, каталоги для ретейла и многое другое. Например, недавно делали учебники на узбекском языке – оказалось, что именно производственные мощности «Девиза» подходят для узбекских партнеров лучше всего. А во время экскурсии на производство корреспондент «РГ» увидела процесс изготовления пособий для сдачи экзаменов по вождению автомобиля. Обложку для них ламинируют, чтобы брошюра и выглядела привлекательнее, и служила дольше. Оборудование для ламинации тоже купили и поставили в цех, когда в нем возникла необходимость.
Одно из приобретений последнего времени – цифровая печатная машина формата В-2 Komori Impremia IS29, таких на момент покупки по всему миру было не более четырех десятков. Она, к примеру, позволяет делать высококачественную печать на фактурных дизайнерских бумагах. И если газетную машину GOSS Universal 70 можно сравнить с паровозом – все дышит и громко движется по металлическим направляющим, то Komori – гоночный автомобиль: небольшой, обтекаемый и бесшумный.
После введения антироссийских санкций цифровая машина, несмотря на сложности, остается флагманом цифровой высококачественной печати. Благодаря партнерам «Девиза» она полностью обеспечена материалами и сервисом. Все остальное оборудование «девизовцы» содержат в безукоризненном рабочем состоянии собственными силами. Освоили даже «непрофильную» для себя 3D-печать, чтобы изготавливать необходимые запасные части.
Книги и журналы
Олег Киселев уверен, что «бумага – это новая роскошь». Мы потребляем все больше информации, зачастую в ущерб ее качеству. А те, кто может позволить себе неспешно шелестеть страницами и разглядывать красочные иллюстрации, знают толк в настоящих удовольствиях. Оборудование для печати глянца тоже высококлассное: ротационная журнальная машина «Девиза» – самая молодая в РФ, и до введения санкций здесь печатали в том числе 28 финских изданий. Опыт работы с иностранными заказчиками, кстати, оказался очень востребован в период, когда потребовалась срочная переориентация логистических цепочек.
Уже много лет типография печатает книги в мягких обложках – и не надо думать, что это только бульварное чтиво. Например, к 25-летию компании в «Девизе» выпустили книгу сами про себя в стиле «Намедни» – с указанием календарных вех становления компании. Результат оказался настолько впечатляющим, что теперь партнеры заказывают подобные издания и про них.
А недавно появилось оборудование, позволяющее выпускать книги в твердом переплете.
– «Девиз» всегда развивался за счет того, что постоянно осваивал новые навыки и технологии, – убежден Олег Киселев, – мы постепенно расширяем свою универсальную квалификацию, одна работа тянет за собой другую. Но в первую очередь все держится на людях, на энтузиазме.
Прямая речь
Олег Киселев, генеральный директор типографского комплекса «Девиз»:
- Полиграфия никуда не исчезнет еще очень долго, но она будет меняться – от массовости в сторону качества. Качества как в части исполнения, так и в части контента – газета перестает быть источником новостей, но газета дает возможность вдумчиво читать с листа глубокие, интересные редакционные материалы. Книга – это процесс, переключение с суеты, беготни и лихорадочного скроллинга ленты на гаджете – к вдумчивому восприятию текста, погружению в шелест страниц. сегодня это способ замедлиться и отдохнуть – дать возможность мозгу выйти из-под давления информационного шума в зону комфорта. Ну и, конечно, существует еще великое множество информационной и развлекательной полиграфии – открытки, приглашения, стикеры, наклейки, информационные плакаты и указатели. Это будет всегда – человек существо тактильное.
Интересный факт
Логотип типографии – стилизованный след босой человеческой ноги. Как поясняют сотрудники «Девиза», это их след в истории полиграфии, а также игра слов: английское print – «печатать» – также означает «отпечаток, след».