JP/Politikens Hus: доставим все

Источник: СППИ ГИПП

JP/Politikens Hus: доставим все

В Дании более 99% всех газет распространяют принадлежащие издателям дистрибьюторы, такие как Bladkompagniet и DAO. В ближайшем будущем должно произойти слияние этих двух компаний. Контрольный пакет акций получит датский медиахолдинг JP/Politikens Hus [ https://jppol.dk ] . Дистрибуция – сложный бизнес. Растущие затраты и проблемы с персоналом еще до пандемии поставили ряд газет в трудное положение. Но в JP/Politikens Hus успешно справляются с этими трудностями, меняя стратегии в зависимости от обстоятельств, вкладывая больше ресурсов и отыскивая новые источники дохода. Газеты и журналы JP/Politikens Hus (JPP) владеет двумя ведущими ежедневными газетами Дании – Politiken и Jyllands-Posten. Газеты – главный продукт компании, и сложившаяся сеть дистрибуции приспособлена в первую очередь под их распространение. Ханс Петер Ниссен, заведующий логистикой JPP, рассказывает, что система дистрибуции Politikens Hus и Jyllands-Posten A/S начала складываться еще в 1980 году. К 2007 году, уже после их слияния, была отлажена система, которая действовала на территории всей страны и позволяла доставлять несколько продуктов одновременно. В 2003 году JPP открыла доставку журналов (с 1987 по 2001 год компании распространяли исключительно газеты). «Дистрибуция только газет обходилась слишком дорого, поэтому мы расширили рамки и добавили журналы», – объясняет Ниссен. Однако в компании все же ограничилась лишь самыми высокотиражными журналами: с точки зрения алгоритмов работы с ними они почти ничем не отличаются от газет. Благодаря этому решению в 2004 году JPP заняла почти 4% журнального рынка. Ниссен добавляет, что это достижение далось им легко, так как почтовые тарифы в Дании были очень высоки, и многие клиенты сделали выбор в пользу курьерской доставки. Письма и бандероли В 2012 году JPP запустила дистрибуцию рекламных писем и ежедневных рассылок. «Поначалу мы брали только высокотиражные рассылки, напечатанные так, что их удобно было развозить вместе с газетами. Курьеру вручали около 20 писем, и он доставлял их строго по порядку», – вспоминает Ниссен. Два года спустя они начали доставлять более крупные пакеты и бандероли. Работать с этим видом посылок сложнее, но они позволили компании поднять цены и в результате получить солидную прибыль – несмотря на то, что пришлось увеличить затраты на ручную сортировку и компьютерные системы. К 2017 году JPP отправляли 3 млн бандеролей, сегодня эта цифра выросла до 13 млн. В 2020 году в JPP появилось еще одно нововведение: в основную сеть дистрибуции включили доставку розничных товаров, и курьеры на машинах и скутерах стали развозить подписчикам не только газеты и журналы, но и покупки. Совсем недавно, в прошлом году, компания стала развозить дорогостоящие письма и добавила услугу вызова курьера на дом. Электричество и биотопливо Помимо новых продуктов, JPP внедрила в свой дистрибьюторский бизнес передовые технологии. До 2015 года курьеры компании передвигались на собственных машинах, велосипедах и скутерах. Но, как говорит Ниссен, новые продукты потребовали новых решений. В компании DAO (JPP владеет 50% акций) доставщики пользуются транспортом, работающим на электричестве или биотопливе. Современные средства передвижения отличаются хорошей грузоподъемностью и не требуют больших затрат. «У нас есть парк электроскутеров. Они заводятся с помощью чипа, а не ключа, и оснащены GPS-трекером. Благодаря этому их больше не угоняют», – отмечает Ниссен. Кроме того, водителям выдают устройство на базе Android, где они должны зарегистрироваться. Система следит за любыми отклонениями от маршрута и отправляет уведомления клиентам. В 2019 году Bladkompagniet (50% акций также принадлежат JPP) стала использовать сортировочные автоматы. Это помогло значительно сократить объем ручной работы и упростило процесс рассылки всех видов писем. Цены и доходы JPP калибрует стратегии своего дистрибьюторского бизнеса – от газет к журналам, письмам и бандеролям – и распределяет ресурсы с учетом насущных целей. Изначально в приоритете были высокотиражные и недорогие издания, но в последние годы компания начала также работать с малотиражными и дорогостоящими продуктами. В 2017 году сторонние продукты приносили JPP 43% доходов от дистрибуции. К 2020 году они составляли уже около 54% доходов, в то время как доля, приходящаяся на распространение газет, сократилась до 46%. «Мы пересмотрели приоритеты. Сейчас наша цель состоит в том, чтобы понизить цены на газеты за счет доходов от дистрибуции сторонних продуктов, – рассуждает Ниссен. – Главным образом речь идет о дорогих продуктах, так как они позволяют обеспечить более качественную работу доставки». С годами дистрибуция обходится в компании все дороже. Так, в период с 2006 по 2011 годы цена доставки увеличилась почти на 50%. «Но если бы мы распространяли только газеты и не брали в работу сторонние продукты, цены бы выросли вдвое, – говорит Ниссен. – Именно поэтому они так важны для нас сейчас и будут оставаться в центре внимания компании в ближайшие годы». Элизабет Шилпа, корреспондент WAN-IFRA Фото: jppol.dk [ https://jppol.dk ] Материал опубликован в февральском номере [ https://gipp.ru/news/zhurnal-wan-ifra-gipp/gipp-wan-ifra-02-2022/ ]  журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»