Reuters Institute: платить или не платить?

Источник: 

СППИ ГИПП
Reuters Institute: платить или не платить?

Изображение: СППИ ГИПП

Количество людей, платящих за онлайн-новости, начинает постепенно снижаться. Кроме того, более половины интернет-пользователей не хотят отдавать за них деньги вообще. Об этом говорится в новом отчете Digital News Report, который ежегодно выпускает Институт изучения журналистики Reuters.

В настоящее время многие издательства уделяют особое внимание доходам от диджитала. Однако, согласно проведенному исследованию, только 17% респондентов из 20 стран заявили, что в прошлом году они платили за цифровой новостной контент.

Количество пользователей, которые платят за онлайн-новости, стабильно увеличивалось в 2014-2019 годах. Темпы роста возросли во время пандемии ковида. Но в 2021-2024 годах наблюдается стагнация. В отчете рассказывается о трудностях, с которыми сталкиваются многие издатели. Они вынуждены корректировать свои бизнес-модели, чтобы создать прочную основу для получения доходов от читателей цифрового контента.

Хотя за последние несколько лет общий показатель в 17% платящих за новости не изменился, между странами существуют значительные различия. Согласно исследованию, значительная часть респондентов в Норвегии (40%) и Швеции (31%) платят за онлайн-новости, чего нельзя сказать о таких странах, как Германия (13%), Франция (11%), Япония (9%) и Великобритания (8%).

Учитывая целый ряд проблем, с которыми сталкивается индустрия новостных СМИ, медленный рост доходов от цифровых читателей вызывает особую тревогу. «Непростая ситуация на рекламном рынке в сочетании с растущими затратами и снижением трафика из социальных сетей негативно отражается на прибыли, особенно тех издателей, которые полагаются на распространение своего контента на глобальных платформах», – отмечается в отчете.

В нем также подчеркивается, что платные модели хорошо себя зарекомендовали лишь в нескольких странах, где издатели по-прежнему имеют прочные прямые связи с читателями, но им трудно найти применение в других странах.

Еще одна проблема заключается в том, что обычно люди оформляют одну цифровую подписку (как правило, на крупный национальный бренд). Таким образом, динамика «победитель получает все», отмеченная в предыдущих выпусках отчета, сохраняется на многих рынках. Однако есть страны (США, Швейцария, Польша и Франция), где люди платят в среднем за два издания.

Охота за скидками

В последнем выпуске Digital News Report также было проанализировано, сколько в действительности платят пользователи за цифровую подписку, в сравнении с полной ценой, которую издатели выставляют за свой новостной контент.

Результаты показывают, что на многих рынках, особенно в США и Великобритании, большое количество людей платят за новости очень мало, предположительно из-за оформления пробных периодов со значительными скидками. В США более половины платят меньше средней стоимости подписки (16 долларов в месяц), при этом многие потребители новостей платят всего несколько долларов.

Между рынками существуют значительные различия, и, например, в Норвегии, Дании и Франции большинство людей оплачивает подписку по полной цене или близкой к ней, и там очень немного тех, кто платит значительно меньше. В то же время более трех четвертей жителей Польши платят меньше средней ежемесячной стоимости подписки.

Важно учитывать, особенно в свете издательских стратегий получения доходов от читателей, какова, собственно, средняя стоимость подписки. Например, в Норвегии она существенно выше, чем на многих других рынках.

Долгий и трудный путь

В исследовании подробно рассматривалась та часть аудитории, которая не желает платить за цифровой новостной контент, и то, как таких людей можно убедить оформить платную подписку.

В среднем 55% опрошенных, заявили, что они не готовы платить за онлайн-новости. Их доля стабильно высока на всех рынках: около двух третей в Великобритании (69%), Германии (68%) и Франции (67%) и чуть менее половины в Финляндии (43%), Норвегии (45%) и Ирландии (46%).

На фоне этих проблем размышления авторов отчета о будущем доходов от читателей выглядят мрачными:

«Не каждый издатель может рассчитывать на получение дохода от читателей, в значительной степени потому, что большинство людей в принципе не верит, что за новости стоит платить, и по-прежнему имеет доступ к множеству бесплатных источников информации. Причем ими являются и коммерческие, и некоммерческие организации, а в некоторых странах и государственные СМИ.

Но для ряда издателей цифровая подписка на их уникальный контент является главной надеждой на будущее. Предоставление скидок очень важно для привлечения новых подписчиков, но в медиакомпаниях надеются, что со временем, когда у подписчиков сформируется привычка платить за контент, они смогут повысить цены.

Вероятно, это будет долгий и трудный путь, в котором будет мало победителей и много жертв».

Не заслуживающие доверия

Платформы и социальные сети остаются одними из основных новостных каналов. Интересно, что TikTok впервые обогнал X в качестве источника новостей и особенно активно используется в этом качестве в странах Глобального Юга. Роль видео, как источника новостей, растет, особенно среди молодежи. И видеоконтент она потребляет на YouTube или других сторонних платформах, а не на сайтах или в приложениях СМИ.

В целом, аудитория относится положительно к использованию искусственного интеллекта при создании контента. Но только если речь идет о выполнении технических задач, таких как перевод или расшифровка аудиозаписей. К новостному контенту, созданному с помощью ИИ, респонденты относятся с подозрением, особенно к публикациям на политические или криминальные темы. При этом опрошенные не против использования ИИ в освещении спортивных событий или развлекательном контенте.

Сомнения по поводу того, что является реальным, а что – поддельным, растут. В год, когда по всему миру проходят выборы, аудитория озабочена тем, как определить достоверный контент в интернете. Респонденты считают, что труднее всего идентифицировать заслуживающий доверия контент в TikTok и X, а проще всего – в Google Search, YouTube и WhatsApp.

Теему Хенрикссон, научный редактор WAN-IFRA

Материал опубликован в октябрьском номере журнала «Стратегия и практика издательского бизнеса» 

Все материалы свежего номера читайте здесь (скачать pdf)