Reuters Institute: платить или не платить?
31.10.2024
Источник:
СППИ ГИППКоличество людей, платящих за онлайн-новости, начинает постепенно снижаться. Кроме того, более половины интернет-пользователей не хотят отдавать за них деньги вообще. Об этом говорится в новом отчете Digital News Report, который ежегодно выпускает Институт изучения журналистики Reuters.
В настоящее время многие издательства уделяют особое внимание доходам от диджитала. Однако, согласно проведенному исследованию, только 17% респондентов из 20 стран заявили, что в прошлом году они платили за цифровой новостной контент.
Количество пользователей, которые платят за онлайн-новости, стабильно увеличивалось в 2014-2019 годах. Темпы роста возросли во время пандемии ковида. Но в 2021-2024 годах наблюдается стагнация. В отчете рассказывается о трудностях, с которыми сталкиваются многие издатели. Они вынуждены корректировать свои бизнес-модели, чтобы создать прочную основу для получения доходов от читателей цифрового контента.
Хотя за последние несколько лет общий показатель в 17% платящих за новости не изменился, между странами существуют значительные различия. Согласно исследованию, значительная часть респондентов в Норвегии (40%) и Швеции (31%) платят за онлайн-новости, чего нельзя сказать о таких странах, как Германия (13%), Франция (11%), Япония (9%) и Великобритания (8%).
Учитывая целый ряд проблем, с которыми сталкивается индустрия новостных СМИ, медленный рост доходов от цифровых читателей вызывает особую тревогу. «Непростая ситуация на рекламном рынке в сочетании с растущими затратами и снижением трафика из социальных сетей негативно отражается на прибыли, особенно тех издателей, которые полагаются на распространение своего контента на глобальных платформах», – отмечается в отчете.
В нем также подчеркивается, что платные модели хорошо себя зарекомендовали лишь в нескольких странах, где издатели по-прежнему имеют прочные прямые связи с читателями, но им трудно найти применение в других странах.
Еще одна проблема заключается в том, что обычно люди оформляют одну цифровую подписку (как правило, на крупный национальный бренд). Таким образом, динамика «победитель получает все», отмеченная в предыдущих выпусках отчета, сохраняется на многих рынках. Однако есть страны (США, Швейцария, Польша и Франция), где люди платят в среднем за два издания.
Охота за скидками
В последнем выпуске Digital News Report также было проанализировано, сколько в действительности платят пользователи за цифровую подписку, в сравнении с полной ценой, которую издатели выставляют за свой новостной контент.
Результаты показывают, что на многих рынках, особенно в США и Великобритании, большое количество людей платят за новости очень мало, предположительно из-за оформления пробных периодов со значительными скидками. В США более половины платят меньше средней стоимости подписки (16 долларов в месяц), при этом многие потребители новостей платят всего несколько долларов.
Между рынками существуют значительные различия, и, например, в Норвегии, Дании и Франции большинство людей оплачивает подписку по полной цене или близкой к ней, и там очень немного тех, кто платит значительно меньше. В то же время более трех четвертей жителей Польши платят меньше средней ежемесячной стоимости подписки.
Важно учитывать, особенно в свете издательских стратегий получения доходов от читателей, какова, собственно, средняя стоимость подписки. Например, в Норвегии она существенно выше, чем на многих других рынках.
Долгий и трудный путь
В исследовании подробно рассматривалась та часть аудитории, которая не желает платить за цифровой новостной контент, и то, как таких людей можно убедить оформить платную подписку.
В среднем 55% опрошенных, заявили, что они не готовы платить за онлайн-новости. Их доля стабильно высока на всех рынках: около двух третей в Великобритании (69%), Германии (68%) и Франции (67%) и чуть менее половины в Финляндии (43%), Норвегии (45%) и Ирландии (46%).
На фоне этих проблем размышления авторов отчета о будущем доходов от читателей выглядят мрачными:
«Не каждый издатель может рассчитывать на получение дохода от читателей, в значительной степени потому, что большинство людей в принципе не верит, что за новости стоит платить, и по-прежнему имеет доступ к множеству бесплатных источников информации. Причем ими являются и коммерческие, и некоммерческие организации, а в некоторых странах и государственные СМИ.
Но для ряда издателей цифровая подписка на их уникальный контент является главной надеждой на будущее. Предоставление скидок очень важно для привлечения новых подписчиков, но в медиакомпаниях надеются, что со временем, когда у подписчиков сформируется привычка платить за контент, они смогут повысить цены.
Вероятно, это будет долгий и трудный путь, в котором будет мало победителей и много жертв».
Не заслуживающие доверия
Платформы и социальные сети остаются одними из основных новостных каналов. Интересно, что TikTok впервые обогнал X в качестве источника новостей и особенно активно используется в этом качестве в странах Глобального Юга. Роль видео, как источника новостей, растет, особенно среди молодежи. И видеоконтент она потребляет на YouTube или других сторонних платформах, а не на сайтах или в приложениях СМИ.
В целом, аудитория относится положительно к использованию искусственного интеллекта при создании контента. Но только если речь идет о выполнении технических задач, таких как перевод или расшифровка аудиозаписей. К новостному контенту, созданному с помощью ИИ, респонденты относятся с подозрением, особенно к публикациям на политические или криминальные темы. При этом опрошенные не против использования ИИ в освещении спортивных событий или развлекательном контенте.
Сомнения по поводу того, что является реальным, а что – поддельным, растут. В год, когда по всему миру проходят выборы, аудитория озабочена тем, как определить достоверный контент в интернете. Респонденты считают, что труднее всего идентифицировать заслуживающий доверия контент в TikTok и X, а проще всего – в Google Search, YouTube и WhatsApp.
Теему Хенрикссон, научный редактор WAN-IFRA
Материал опубликован в октябрьском номере журнала «Стратегия и практика издательского бизнеса»
Все материалы свежего номера читайте здесь (скачать pdf)