Боты захватили 80% мирового интернет-трафика

Источник: 

ADPASS
Боты захватили 80% мирового интернет-трафика

Изображение: adpass.ru

Боты захватили 80% мирового интернета. Сейчас только один из пяти посетителей сайтов — человек, говорят в своем отчете аналитики DesignRush. Из $781 млрд, потраченных во всем мире на интернет-рекламу в 2024 году, $624 млрд было выброшено на ветер. Рекламу увидели не люди, а машины. В мировом бототрафике растет доля ИИ-ботов. В этом году на ChatGPT пришлось 13% всего бототрафика в мире, год назад было 2%.

13% ботового трафика приходится на ChatGPT

По данным исследования американской маркетинговой платформы DesignRush, сейчас 80% мирового веб-трафика генерируют боты, лишь 20% приходится на человека. Исторические данные по изменению долей людей и программ платформа не приводит, однако заявляет, что доля последних рекордная за всю историю.

Мировые рекламные группы оценивали глобальные расходы на интернет-рекламу в 2024 году в среднем в $781 млрд. Таким образом международные рекламодатели в 2024 году выбросили на ботов порядка $624 млрд.

Вместе с долей общего мирового трафика искусственный интеллект начинает отъедать и долю фрода. Сейчас на крупнейшего чат-бота ChatGPT от OpenAI приходится 13% всего бототрафика в мире. В 2023 году было 0%, в 2024-м — 2%. Вместе с этим падает доля Google в машинном трафике — с 13% в 2023-м до 11% в 2024-м и 8% в 2025-м, отмечает DesignRush. С ним падает доля ботов Bing, но не так сильно — c 13% в 2023 году до 11% в 2025-м.

По мнению авторов отчета доля ботов Google снижается вместе с потерей технологической кампанией части мирового рынка поиска. В октябре 2024 года поисковая доля Google снизилась ниже отметки 90% впервые с 2015 года. По прогнозу eMarketer, доля Google на рынке поисковой рекламы в США в 2025 году упадет ниже 50%.

По данным SimilarWeb, общий трафик из нейросетей, напротив, увеличивается. За полгода, с августа 2024-го по январь 2025 года, количество переходов из ChatGPT на сайты крупнейших новостных медиа выросло в восемь раз, а из Perplexity почти вдвое.

Ответные маневры: верификация и Noindex

Помимо потерь рекламных бюджетов на коммуникациях, которые видят не реальные пользователи, а боты, авторы отчета отмечают и другие минусы для бизнеса, которые влекут за собой увеличение бототрафика и доли ИИ-моделей в нем. Среди них: более высокие затраты на инфраструктуру и кибербезопасность, отсутствие компенсации за обучение ИИ-моделей на контенте площадок, смещение поискового поведения пользователей в сторону нейросетей.

В связи с этим DesignRush рекомендует рекламодателям и площадкам немедленно принять следующие меры:

Начать аудировать веб–трафик, чтобы определить, какая его часть приходится на реальных пользователей. Проанализировать его влияние на затраты, вовлеченность и конверсии.

Пересмотреть таргетинг — скорректировать медиамикс, учитывая ботовый трафик.

Пересмотреть SEO-стратегию — возможно, стоит закрыть от ИИ-ботов часть контента своей площадки.

Инвестировать в борьбу с ботами — усилить фильтрацию и ограничить скорость для ботов на площадках.

Особенности российского ботнета

По данным Weborama, доля мошеннического трафика в рунете последовательно увеличивалась с 10,2% в 2021 году до 23% в 2023-м. В 2024 году она немного опустилась до 22%. Снижение было обусловлено в том числе развитием российского рынка верификации трафика. По оценке AdRiver, за три последних года отечественный рынок верификации трафика в интернет-рекламе вырос более, чем вдвое. В 2022 году объем этого сегмента составил 0,5 млрд рублей, а в 2024-м достиг отметки 1 млрд. По прогнозу AdRiver в 2025 году отрасль увеличит сборы на 25% и получит 1,25 млрд рублей.

34% российских рекламодателей в 2024 году платили за мошеннический и нецелевой трафик, по результатам опроса аналитического центра Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР). 33% российских рекламистов не считают фрод серьезной проблемой, но почти все говорят, что главным видом рекламного мошенничества в России является бототрафик. С ним сталкивались 98% рекламистов и подавляющее большинство рекламодателей.

Основными видами фрода на десктопе 82% рекламистов назвали фрод с целевыми действиями (когда боты имитируют целевую активность пользователей: собирают корзину, оставляют заявку и др.). В мобильных кампаниях — кликфрод (Click Spamming, Install Hijacking и другие виды фрода, связанные с кликами).

Автор: Алина Губина