Судьбу киосков на придомовых территориях решит пленум Конституционного суда

Источник: СППИ ГИПП

Судьбу киосков на придомовых территориях решит пленум Конституционного суда

Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) ведет активную работу по поддержке и развитию системы распространения прессы по всей стране, в рамках которой осуществляется ежегодный мониторинг состояния сети розничной продажи газет и журналов в регионах Российской Федерации. По данным последнего мониторинга [ https://gipp.ru/news/rasprostranenie/reyting-subektov-rf-po-obespechennosti-naseleniya-nto-pechat/ ] , 2020 год ознаменовался значительным сокращением нестационарных торговых объектов, реализующих печатную продукцию (НТО «Пресса») и падением обеспеченности граждан РФ соответствующими НТО на 11%. Обеспечение доступности периодических печатных изданий для населения в значительной степени зависит от проводимой государством политики развития малоформатной торговли. В частности, высокая значимость нестационарной розничной торговли прессой отмечалась Президентом РФ Путиным В.В. в его поручениях 25 от сентября 2019 года, что также нашло отражение и в распоряжении Правительства РФ от 30 января 2021 года, в котором отмечалась важность содействия развитию малоформатной торговли в период коронавирусной инфекции. Так, в рамках данного распоряжения региональным властям было рекомендовано обеспечить максимальную доступность торговых точек для покупателей, увеличить количество рынков, ярмарок и торговых объектов, что предполагало принятие мер по устранению излишних административных барьеров, затрудняющих ведение предпринимательской деятельности в данной сфере. В связи с тем, что реализация данных поручений в регионах имела разнонаправленный и в некоторых случаях негативный характер для развития нестационарной торговли прессой, трудно переоценить значение Постановления Конституционного Суда РФ (КС РФ) от 19 апреля 2021 года № 14-П, которым было признано недопустимым включение в правила благоустройства муниципальных территорий норм, которые бы полностью исключали возможность размещения торговых объектов, в том числе НТО «Печать», на придомовых территориях. Вместе с тем, данным Постановлением были определены и рамки, в которых местные власти могут регулировать условия размещения НТО, а именно требования к удаленности торговой точки от зданий и сооружений, сочетанию с иными элементами благоустройства, внешнему облику, техническим особенностям объекта и     т. д. Вверяемые региональным властям полномочия подразумевали, что выдвигаемые к размещению НТО требования должны иметь четкий и обоснованный характер и не должны приводить к ограничению или устранению конкуренции. Однако, отмечая высокую значимость федеральных поручений, относящих нестационарную торговлю прессой к числу государственных приоритетов, следует обратить внимание на то, что практика их реализации сопровождается неоднозначными и противоречивыми тенденциями. Несмотря на недвусмысленные федеральные требования, в ряде субъектов РФ такие запреты не только сохраняются, но и пополняются в соответствующих документах, принятых уже после Постановления КС РФ. Например, запрет размещения НТО на придомовых территориях предусмотрен решением Совета депутатов городского округа Саранск от 17 мая 2021 года № 362 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории городского округа Саранск», решением Гурьевского окружного Совета депутатов (Калининградская область) от 30 июля 2021 года № 398 «Об утверждении Правил благоустройства территории Гурьевского городского округа» и др. Что особенно важно, помимо прямых запретов распространена практика так называемых косвенных ограничений, заключающихся в введении на местном уровне требований, которые в своей совокупности создают трудновыполнимые условия для размещения НТО и по сути имеют запретительный характер. Аналогичная проблема прослеживается и в установлении необоснованных требований к характеристикам НТО (габаритам, материалам и т. д.), которая также стала следствием отсутствия четких установок для местных властей со стороны федерального законодательства. Как показывает практика, в подобных судебных спорах вышестоящие инстанции не находят оснований для отмены запретительных решений региональных судов, предполагая, что данные вопросы входят в компетенцию местных властей. Применение такого подхода к организации благоустройства частных территорий, влекущее за собой введение дополнительных ограничений на размещение НТО, вызывает крайнюю озабоченность в том числе у издателей и распространителей периодических печатных изданий. Очевидно, что установление правовых основ благоустройства придомовых территорий должно происходить на федеральном уровне, на котором будут четко определены условия и нормативы использования соответствующих территорий, в том числе для ведения торговли прессой. На данный момент федеральное законодательство не закрепляет какой-либо нормируемый (обязательный) комплекс предписаний по установке НТО на частных территориях, в то время как ограничения местными властями использования придомовых территорий для размещения НТО под видом заботы о благоустройстве создает серьезные риски для развития системы распространения прессы. В этой связи следует отметить негативную тенденцию в регулировании вопросов размещения НТО на подобных территориях. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что действующая правоприменительная практика в отношении размещения НТО на придомовых территориях нуждается в дополнении, а именно в определении федеральным законодательством конкретных гарантий прав и обязанностей субъектов малоформатной торговли при размещении НТО на частных территориях. По мнению Ассоциации малоформатной торговли и СППИ ГИПП, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы в сфере нестационарной торговли, в том числе доработка законодательства в части снятия необоснованных ограничений для ведения нестационарной торговли на придомовых территориях. По этому поводу группой пермских предпринимателей при поддержке Ассоциации малоформатной торговли было подготовлено обращение в Конституционной суд РФ с просьбой внести уточнения в федеральное законодательство, которое будет рассмотрено на пленарном заседании суда во второй половине января 2022 года. Остается надеяться, что решение, которое вынесет пленум Конституционного суда, внесет необходимую ясность и в полном объеме обеспечит выполнение указаний Президента и распоряжений Правительства РФ по поддержке и развитию системы распространения прессы.   Пресс-служба Дирекции СППИ ГИПП