Как местные власти помогают киоскам прессы

Источник: 

Как местные власти помогают киоскам прессы

На сегодняшний день, несмотря на активное развитие таких видов дистрибуции прессы, как, например, торговля газетами и журналами в супермаркетах или на интернет-площадках, киоски прессы по праву остаются наиболее привычным и удобным каналом распространения газет и журналов для большого числа граждан России. Широкий ассортимент печатной продукции, включающий в себя как федеральные, так и местные издания, шаговая доступность и, наконец, живое общение покупателя с киоскером – те отличительные черты, которые выгодно отличают НТО «Печать» от других каналов реализации печатной продукции. Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) уделяет большое внимание поддержке и развитию киосков прессы в регионах и оперативно реагирует на ситуации, когда нормальное функционирование НТО «Печать» ограничивается или они попадают под угрозу частичного и полного прекращения деятельности. Выполнению этой задачи способствует проводимый СППИ ГИПП ежегодный мониторинг обеспеченности населения киосками и павильонами прессы в субъектах РФ, на основании которого составляется соответствующий рейтинг. Результаты данного мониторинга направляются в профильные федеральные министерства и исполнительные органы региональных властей и, что немаловажно, позволяют отслеживать состояние системы распространения прессы во всех регионах страны. В процессе мониторинга выявляется как позитивный, так и негативный опыт субъектов РФ в работе с системой распространения прессы. Залогом наиболее успешного развития киосков прессы в регионах, по мнению СППИ ГИПП, является всесторонняя помощь нестационарной торговле печатной периодикой со стороны местных властей, включающая в себя как введение прямых льгот или субсидий, так и совершенствование нормативно-правового регулирования работы НТО «Печать». По итогам мониторинга состояния киосковых сетей прессы в субъектах РФ в 2021 году СППИ ГИПП собрал наиболее интересные примеры того, как региональные власти справляются с данной задачей. Большое значение для поддержки отрасли имеет реализация специальных профильных программ и подпрограмм по развитию системы распространения прессы в регионе. Подобные проекты подразумевают внесение корректировок и уточнений в действующее региональное законодательство в части нормативно-правового регулирования сферы нестационарной торговли печатной периодикой (размер арендных ставок, количество позиций ассортиментного перечня, условия договора аренды и др.). Например, принятая в 2021 году в Республике Татарстан «дорожная карта» по поддержке системы распространения печатной продукции предусматривает постоянный мониторинг обеспеченности населения НТО «Печать», введение льготных сроков аренды и льготной арендной платы за размещение НТО «Печать», учет киосков прессы при составлении схем размещения НТО на муниципальных землях, актуализацию ассортимента киосков прессы и целый ряд других мероприятий. На сегодняшний день проработка профильных программ также успешно ведется в Республиках Бурятия, Северная Осетия, Тыва и Хакасия, а также в Воронежской, Новгородской, Орловской и Свердловской областях. Эффективной мерой поддержки киосковых сетей прессы, безусловно, является введение конкурсов на право реализации продукции в НТО вместо свободных аукционов. Поскольку торговля в НТО «Печать» в большей степени относится к низкорентабельному предпринимательству, распространители прессы не в состоянии конкурировать на открытых аукционах с представителями высокодоходного бизнеса (торговля фастфудом, цветами и др.). В этой связи положительным является опыт регионов, где право на торговлю печатной периодикой имеет приоритетный статус и не подлежит участию в аукционах с представителями другого бизнеса. По данным, полученным от субъектов РФ в 2021 году, зафиксировано 24 региона, где полностью отсутствовал формат аукциона на право ведения торговли в НТО, среди них – г. Москва и г. Санкт-Петербург, Липецкая, Рязанская, Оренбургская, Калининградская области, Республика Крым, Еврейская автономная область и др. Данная мера позволяет закрепить за сферой нестационарной торговли прессы социально значимый статус, что позитивно сказывается на экономике всей системы распространения прессы. Гарантом функционирования киосков прессы является договор аренды или договор на право торговли в НТО, в котором четко фиксируется и срок действия аренды. Наиболее длительный срок позволяет субъекту максимально эффективно планировать свои действия на рынке распространения прессы. В рамках мониторинга было выявлено 11 регионов, где наиболее часто предоставляемый срок аренды составляет от 5 лет и более: Республика Калмыкия (5 лет), Воронежская (5-10 лет), Волгоградская (10 лет), Калининградская (21 год), Новгородская (5 лет), Омская (5 лет), Челябинская (7 лет) области, Ставропольский край (7 лет), Еврейский автономный округ (7-10 лет), город Москва (5 лет) и Республика Крым (7 лет). В РФ также есть субъекты, где максимально возможный срок договора аренды составляет 48-49 лет: Республики Татарстан, Адыгея, Ставропольский край, Смоленская, Кировская, Курганская, Мурманская и Челябинская области. Следует отметить, что в некоторых регионах, где в силу определенных причин местные власти не могут заключить с операторами рынка длительные договоры аренды, удобным решением становится механизм пролонгации действующих договоров, благодаря которому с предпринимателями, добросовестно выполняющими обязанности по текущему соглашению автоматически продлевают договор на новый срок. Благодаря данному механизму у хозяйствующего субъекта сохраняется возможность избежать юридических и финансовых издержек при повторном заключении договора и исключить риск потери торговой точки. В настоящее время пролонгация применяется в 32 субъектах РФ. Особое значение имеет финансовая поддержка со стороны местных властей системы распространения прессы. В частности, она может быть выражена в различных субсидиях и льготах для распространения прессы в регионе, как это происходит в Приморском крае, где операторам рынка представляются льготы на размещение новых торговых объектов и субсидии на замену старых киосков прессы на новые модели. Помимо прямого субсидирования значительный стимул развитию системы распространения прессы в регионе могут дать иные решения местных властей, например, введение особого понижающего коэффициента на аренду киоска прессы (г. Москва), совместная с предпринимательским сообществом разработка плана размещения и установки новых торговых объектов прессы (Ставропольский край, Архангельская область) или содержание торговых точек за счет регионального бюджета (Республика Северная Осетия). Показательны также примеры Рязанской области, где предприниматели получают право на ведение нестационарной торговли прессой в заявительном порядке, а также совместно с региональным правительством регулярно проводят работу по расширению ассортиментного перечня, и Нижегородской области, где специализация НТО «Печать» имеет социально значимый статус. В том или ином виде особые льготы и субсидии для системы распространения прессы в настоящее время также успешно применяются в Воронежской, Липецкой, Ленинградской, Вологодской, Нижегородской областях, Республиках Марий Эл и Бурятия, в Пермском крае. Ключевым показателем, влияющим на эффективность работы НТО, является величина арендной ставки. Низкая аренда имеет большое значение в виду невысокой рентабельности НТО «Печать», осуществляющих прежде всего социальную функцию информирования населения. В ходе мониторинга по стране было зафиксировано 26 регионов, где местными властями допускается возможность льготной или бесплатной аренды торгового объекта или земельного участка под ним. В 13 из них установлен максимальный размер арендной платы, не превышающий 100 рублей за м² в месяц: Пермский край (9 рублей), Архангельская (14 рублей), Липецкая (12 рублей), Воронежская (30 рублей), Владимирская (57 рублей), Тюменская (64 рубля), Республика Калмыкия (66 рублей), Тверская (68 рублей), Ярославская (81 рубль) области и Алтайский край (100 рублей). Помимо перечисленных регионов понижающий коэффициент при назначении арендной ставки для киоска прессы также применяется в г. Москва, Забайкальском и Приморском краях, Брянской, Вологодской, Рязанской, Кировской, Калининградской и Новгородской областях. Отдельно стоит отметить Белгородскую область, Еврейский автономный округ и Чеченскую Республику, где аренда земли или торгового объекта для реализации прессы осуществляется на безвозмездной основе. Другой важнейшей составляющей успешной работы НТО «Печать» является ассортиментный перечень товаров и услуг, разрешенных местными властями к реализации в объекте. Политика властей по отношению к ассортименту киосков прессы по стране разнится в зависимости от решений местного руководства и может быть, как максимально свободной, так и жестко ограниченной конкретными категориями товаров и услуг. Максимально расширенный ассортиментный перечень является наиболее благоприятным для хозяйствующего субъекта, поскольку напрямую способствует увеличению дохода торговых объектов. В ходе мониторинга СППИ ГИПП было выявлено 12 субъектов, где в принципе отсутствует регламентированный ассортиментный перечень: Курганская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тамбовская и Тверская области, Пермский край, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Алтай и Республика Калмыкия. В этих субъектах по отношению к НТО «Печать» осуществляется принцип свободной торговли, когда ассортимент формируется исключительно на основе анализа спроса населения на разрешенные законом к реализации товары и услуги. Кроме перечисленных регионов, в 23 субъектах РФ был регламентирован максимально расширенный ассортиментный перечень, который помимо печатной продукции и традиционно сопутствующих ей товаров, может включать бакалейную продукцию, мороженое, прохладительные и горячие напитки, лотерейные билеты и билеты на общественный транспорт, выдачу интернет-заказов и иные виды услуг. В Хабаровском крае кроме реализации бакалейной продукции, прохладительных/горячих напитков, лотерейных и проездных билетов, а также выдачи интернет-заказов, оказываются дополнительные услуги, например, печать документов. Кроме там также реализуются дополнительные товарные категории: посуда, носочно-чулочные изделия, корм для животных, продовольственные товары и табачные изделия. Как перспективное направление развития НТО «Печать» следует отметить проработку региональными властями формата нестационарного павильона по продаже печатной продукции. Павильоном прессы считается нестационарный торговый объект со специализацией «Печатная продукция», чья площадь составляет от 6 до 30 м² со входом внутрь. Увеличение числа павильонов прессы также позитивно влияет на экономику нестационарной торговли периодикой, поскольку данный формат позволяет как наиболее полно представить покупателям ассортимент торгового объекта, так и делает возможным реализацию дополнительных услуг (продажу горячих или прохладительных напитков, печать документов и др.). Рекордсменом по количеству павильонов прессы в России является Калининградская область, что является следствием отсутствия в регионе ограничений по площади нестационарного торгового объекта – по итогам 2021 года в области действовал 141 павильон по продаже печатной продукции. Среди других субъектов РФ большое число павильонов печати продемонстрировали Омская область и город Санкт Петербург – 92 и 90 торговых объектов, а также Ставропольский край и Воронежская область – 25 и 20 павильонов соответственно. В заключение необходимо отметить, что за 2021 год в стране наметилась четкая позитивная тенденция в политике региональных властей в части поддержки киосков и павильонов прессы. Безусловно, позитивные результаты не были бы достигнуты без соответствующих решений федеральных властей, которые дали стимул для большой работы во множестве регионов РФ. Остается надеяться, что все субъекты РФ поддержат опыт передовиков и примут меры по развитию системы дистрибуции прессы, которая в современных условиях распространения дезинформации и фейковых новостей имеет важное значение в укреплении информационной безопасности страны.   Пресс-служба СППИ ГИПП