Почему IT-гиганты не считаются с локальными законами
11.02.2022
Источник: Ридус
Отсутствие диалога – основная причина, из-за которой очень сложно заставить международные IT-корпорации считаться с локальными законами тех или иных стран. К такому выводу пришли участники круглого стола «Как контентные проблемы влияют на регулирование цифровой среды?», который состоялся в рамках форума Cyber Security Day 2022. У цифровых гигантов зачастую нет каких-либо офисов на территории государств, где они работают и получают прибыль. В результате местные власти и граждане не могут получать от них обратную связь. Поэтому наблюдается мировой тренд на «приземление» IT-корпораций в национальных юрисдикциях. В России соответствующий закон вступил в силу 1 января 2022 года. Теперь 13 зарубежных компаний обязаны открыть в РФ свои официальные представительства, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и создать на принадлежащих им онлайн-площадках специальную форму для обращений русскоязычных пользователей. «Интернет-компания, которая превышает определенный показатель по количеству пользователей или по количеству просмотров, обязана иметь своего реального представителя, реальный офис, куда и государство, и физическое лицо может прийти и рассказать о проблеме. Раньше не было такой возможности, раньше ты должен был писать на деревню дедушке», – пояснил заместитель руководителя аналитической службы АНО «Диалог» Тимофей Ви. «Все крупные компании, которые понимают осознанность такого подхода, стремятся его выполнять. Кто была первая компания, которая выполнила все 3 пункта из этого списка? Apple! Та самая Apple, которая где-то далеко-далеко за океаном, у которой миллиарды долларов, про которую пользователи в комментариях писали, мол, зачем им Россия, они ничего не сделают», – добавил эксперт. Количество цифровых угроз с каждым годом только растет, причем во всем мире «они одинаковые», обратил внимание первый заместитель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного общества РФ Александр Малькевич. «Каждый с этим в жизни сталкивался: фейковые новости: распространение треш-контента, дипфейки, информационный троллинг, кибербуллинг, излишнее доверие людей к неверифицированным источникам, фишинг, то есть кибермошенничество и так далее. Конечно же в списке угроз – всевластие соцсетей, которые руководствуются только своими финансовыми интересами, наживаются на гражданах любых стран и ставят себя при этом выше любых законов. Поэтому необходимость регуляторных мер, направленных на борьбу с деструктивным контентом, с халатностью онлайн-платформ – она совершенно очевидна», – заявил он. В этой связи в России был принят еще один закон, предполагающий саморегулирование социальных сетей. Впредь онлайн-платформы должны самостоятельно выявлять и удалять противоправный контент. «Практически в каждой стране существует подобный закон, – отметил заместитель генерального директора АНО „ИРИ“ по правовым вопросам Борис Единин. – Здесь я могу привести опыт Германии, там соцсети обязаны осуществлять мониторинг контента, сотрудничать с правоохранительными органами и нести ответственность за контент, который разжигает социальную рознь в стране». Ранее РОЦИТ провел социологическое исследование об отношении россиян к закону о «приземлении» иностранных IT-корпораций в юрисдикции РФ. Из 1890 опрошенных 47,9% полностью одобряют вступление в силу такого закона, не одобряют – 22,5%, а 29,6% – затруднились ответить на вопрос. Почти 67% респондентов разделяют мнение, что, если иностранные ИТ-компании не будут исполнять требования закона, то их следует наказать.