Елена Тимченко: Простые истины детства

Источник: 

СППИ ГИПП
Елена Тимченко: Простые истины детства

Изображение: Из личного архива Елены Тимченко

«В мире плохих новостей дети несут радость и свет!» – таков наш девиз. Мы не подражаем «взрослым» СМИ и не копируем их, мы предоставляем детям возможность высказаться», – подчеркивает главный редактор «Детского района», старейшего приложения газеты «Городские новости» (Красноярск), детский писатель Елена Тимченко, с которой мы поговорили о ее издании, особенностях работы с подрастающим поколением и почему учить кого-то писать – большая дерзость.

– Всегда ли «Детский район» был приложением к газете «Городские новости»? Есть ли желание, возможность, смысл сделать его отдельным СМИ?

– Всегда. Лет 15 назад было сильное желание стать журналом для детей – возможности не было тогда, впрочем, как и теперь. Сейчас я вообще не вижу в этом смысла. Старые именитые журналы еще держатся на плаву за счет бесконечного добывания денег, рекламы и крутого менеджмента, но неофитам приходится туго. Тонуть в этом в одиночку без поддержки не хочется. Реально оценивая свои возможности, мне одной такое не потянуть. Все детские издания в нашем городе, которые зачинались как самостоятельные, быстро склеили листочки, к сожалению.

Поэтому я благодарна нашей материнской платформе: газета «Городские новости» – наша «крыша», худо-бедно выживаем вместе. Без нее мы бы не продержались 23 года.

Кроме того, в цифровой век дети не хотят читать не то что журналы и газеты – книги! Надо отдавать отчет в том, что в печатных СМИ мы работаем для узкого круга еще читающей публики. У нас есть рубрика о книгах, которая так и называется – «Клуб гениальных читателей». Только вот этих замечательных читателей становится все меньше – они на вес золота.

– Где можно найти выпуски газеты «Городские новости» с вашим приложением?

– «Детский район» выходит раз в месяц, на четырех газетных полосах. Средний тираж одного номера – 31 000 экземпляров. Приобрести приложение или подписаться на него отдельно нельзя. Можно оформить подписку на газету «Городские новости» или купить газету с «Детским районом» в киоске, на почте, попросить у бабушки (многие пенсионеры выписывают и, кстати, с удовольствием читают «Детский район»).

– Расскажите, как обычно проходит работа над номером.

– Верстка и корректура выпуска «Детского района» проходят в редакции газеты «Городские новости», а весь материал для выпуска я готовлю единолично. Уникальное содержание вырабатывается в результате редакторско-педагогической работы на мастерских «Детского района» в литературном лицее при университетской гимназии №1 «Универс». То есть в команде у меня только юнги – ребята 7-11-х классов, иногда и еще более юные, которые при этом еще и находятся в непрерывной ротации. Как правило, дети занимаются не только литературным творчеством, а ходят еще, например, в музыкальную или художественную школу, английскую школу, загружены в физико-математической школе и т. п. Для детей это учеба и игра, а я должна подстроиться так, чтобы дело спорилось, поэтому хлопоты, направление мыслей, внешний вид «Детского района» и в конечном итоге его содержание – тексты и картинки – моя ответственность и работа.

Мы, взрослые, привыкли жить на чувстве долга, а дети – нетушки. Это свободный народ. Подводят постоянно: ничего не написал, потому что много уроков задали, пробегал, заболел, у мамы (папы, бабушки, сестры, друга) день рождения, кошка родила котят, купили хомяка, и он весь день с ним возился и т. п. Живая работа с детьми в дополнительном образовании – она такая, коллеги поймут.

Кроме моих занятий с детьми в литературном лицее, мы ежегодно проводим конкурс публицистических работ для школьников всего города «Суперперо». Я даю около 8-10 различных тем, стараюсь привлекательно их представить, чтобы ребята загорелись, вдохновились и попробовали написать. Лучшие сочинения с конкурса тоже попадают на страницы «Детского района».

Наша газета очень нравится старшему поколению. Часто получаем отзывы читателей: пишут, что читают «Детский район» вместе с внуками, что он душевный, а дети-авторы – замечательные. «В мире плохих новостей дети несут радость и свет!» – таков наш девиз. Это не означает, что у детей нет проблем и тягостных раздумий о жизни: отношения с родителями, одноклассниками, ЕГЭ, первая любовь... Мы не подражаем «взрослым» СМИ и не копируем их, мы предоставляем детям возможность высказаться. Дети доверяют своей газете и пишут о сокровенных вещах, иногда трагических – умерла бабушка, развелись родители, предал друг.

В нашем издании преобладает детско-подростковый взгляд на вещи и события.  Отвечу сразу на замечание экспертов, что в названии газеты присутствует слово «детский», а подростки не любят, когда их считают детьми. «Детский район» – это традиция, которой идет третий десяток лет. Никто ведь не меняет название у «Пионерской правды».

Так как наши авторы непредсказуемы, выпуски получаются разнородные – для разной категории школьников. Большей частью материалы предназначены для среднего школьного возраста, иногда – для старшего, а бывают универсальные – для всей школьной аудитории, включая маленьких детей (рубрика «Песочница»).

Что касается картинок, то у нас появился партнер – художественная студия «ТВорчестВо», дети пробуют себя в роли иллюстратора текстов. Я часто напрягаю своих взрослых знакомых художников: «Дайте что-нибудь для детей свое, пожалуйста!» Охотно помогают, но за ними тоже надо ухаживать, как за детьми. Для стихов у меня есть огромный резерв поэтов – коллеги по писательскому цеху, которые заинтересованы в публикации своих произведений для детей.

Бывает, что сижу у разбитого корыта: дети подвели, художники подставили, гипс снимают, клиент уезжает. Но все равно выруливаю! Соберу очередной макет «Детского района» и меня неизменно охватывает чувство, что я сделала что-то хорошее, в чем есть смысл и свет.

– Шесть лет назад в альманахе «Этно-Мир на Енисее. Семья народов Красноярского края» вы написали: «Детский писатель – это ответственное дело, однако приятно, что можно быть легкомысленной». А что такое (кто такой), по-вашему, редактор детского издания?

– Честно говоря, я наслаждаюсь своей работой редактора «Детского района» – с детьми, о детях, для детей. Что может быть лучше для детского писателя? Помните, как крокодил Гена говорил, что он работает в зоопарке крокодилом? Вот я такой крокодил. Вся эта деятельность органична для меня как для писателя, педагога и редактора.

Это место не тепленькое и не тихое, а весьма беспокойное. Здесь и любовь к детям, неиссякаемый энтузиазм, задор; и периодическое впадение в детство; и непонимание со стороны взрослого окружения; и скромная материальная отдача. А еще – идеализация детей и страдания по поводу раннего «старения» современных ребятишек; постоянное напряжение от того, что писать хочется, но некогда, потому что быть провинциальным детским писателем – это, к сожалению, хобби, а не работа.

Бесконечная рефлексия: вдруг сказала не то, не так и не тому ребенку? То дети тебе на голову сядут, то, наоборот, покажется, что ты эксплуатируешь их чрезмерно, пристаешь: «Почему ты не пишешь? Напиши, прочитай, подумай, сделай!» То тебе попадутся ученики, которые ничего, кроме «Котов-воителей», не читали, то – такие, с которыми страшно говорить о Рылееве или Данте Алигьери, потому что они знают больше тебя на эту тему. И к тем, и к другим надо найти подход. Все они яркие, во всех есть живинка! Нужно быть терпеливым, чтобы дождаться результата, поддерживать связи с кучей детского и взрослого прекрасного народа; отвечать по e-mail, в Telegram и «ВКонтакте» на требования: «Вот я тут написал(а), прочтите немедленно и напишите мне, что вы об этом думаете!» Вот и пытаешься, имея странную потребность говорить с детьми о важном – о красоте, свободе, надежде, справедливости – на своем уровне противостоять «гуманитарной катастрофе».

По поводу легкомысленности вот что скажу. Живая работа с детьми не подразумевает важного раздувания щек. Дать задание корреспондентам и отредактировать текст – в моем случае это так не работает. Я должна вновь и вновь вырабатывать с детьми уникальное содержание, радостно и весело открывать с ними простые истины детства.

Наверное, нескромно так говорить, но это вообще большая дерзость – учить кого-то писать. Знающие люди, большие писатели говорят, что надо учить не писать, а видеть. В этом отношении детям легче, чем взрослым, ведь они действительно со многими вещами сталкиваются впервые, видят и чувствуют первый раз.

Быть наставником – это быть тенью. Хитроумной и дружелюбной. Иногда под локоток подталкивать, направлять, грозить пальчиком, если ученика понесло не туда, а главное – дать человеку расцвести, вырасти. Вряд ли бы моим воспитанникам пришло в голову без моей подсказки написать сочинение по Лао-цзы, растолковать значение русского слова «авось» или выяснить, что роднит красноармейца Сухова из «Белого солнца пустыни» с космонавтами. Мы часто обсуждаем темы, которые взрослые избегают, – о свободе, надежде, вечности и смысле жизни. Да, темы старые, но юные литераторы способны выразить свои мысли свежо и неповторимо, если, конечно, нажать на заветные кнопочки в их организме. Для этого мы смотрим гениальные фильмы, читаем и обсуждаем книги, слушаем музыку, ходим в галереи и в театр.

За 20 лет своей редакторско-педагогической деятельности я собрала несколько сборников детской публицистики, которые могли бы послужить кому-то образцом для вдохновения.

Содержание двух альманахов детской публицистики «Привет, городской цветок!» (2010 г.) и «Городские цветы – 2» (2017 г.) полностью составлены из текстов «Детского района», авторы которых за достижения в литературном творчестве стали лауреатами стипендии им В. П. Астафьева. У многих детей, учеников литературного лицея, вышли первые книжки по материалам, опубликованным в «Детском районе». В этом году я подготовила сборник лучших за 20 лет текстов из «Детского района», назвала его «Наш адрес – Детский район», в нем более 500 страниц. Изыскиваю возможность напечатать книгу, все упирается в деньги.

На воротах усадьбы графа Шереметьева был выписан девиз: «Бог сохраняет все». Нам бы тоже хотелось, чтобы наш скромный труд не пропал, ведь если подумать, подобный сборник – это документ, характеризующий эпоху, почти четверть века третьего тысячелетия. О чем размышляли дети, о чем мечтали, как менялись – все это можно проследить, если есть интерес к детям.

– По каким каналам вы получаете обратную связь?

– Обратная связь у нас непосредственная: если ребенка напечатали в газете, значит, вся многочисленная родня об этом узнает и газетку от юного дарования получит! Но, в основном, это сарафанное радио, ежегодное общение на конкурсе «Суперперо», мои встречи с читателями в библиотеках. В интернете прочитать и посмотреть «Детский район» полностью можно здесь.

– Что лично вам дают творческие встречи с юными читателями? Рассказываете ли вы им о «Детском районе»?

– Творческие встречи в библиотеках с детьми иногда вдохновляют, а иногда обескураживают. Детей приглашают самых разных. Если попадаются читающие дети, то потом весь день после встречи летаешь – на душе легко, приятно, весело; а если приходится смотреть в пустые глаза тик-токеров, – это тягостно, скучно. «Детский район», конечно, всегда беру с собой.

– В прошлом году «Детский район» победил в номинации «Лучшая газета для среднего школьного возраста» Всероссийского конкурса детских СМИ «Волшебное слово». Что вы думаете о конкурсе и одноименном фестивале, которые ежегодно проводит СППИ ГИПП?

– Конкурс нужен и важен! Варились в собственном соку – ни себя показать, ни других посмотреть. Поучиться, подружиться, выслушать мнения со стороны, «сходить в гости» друг к другу – обменяться материалами. Для этого фестиваль. Главное, становится понятно, что мы не одни, что в стране не перевелись еще энтузиасты, упорно занимающиеся детской публицистикой!  

Александр Никитушин

Материал опубликован в августовском номере журнала «Стратегия и практика издательского бизнеса» 

Все материалы свежего номера читайте здесь (скачать pdf)