Сервисная перестройка

Источник: 

Коммерсантъ
Сервисная перестройка

Изображение: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

На фоне ухода из страны крупных иностранных IT-сервисов, бизнес начал присматриваться к российским и даже китайским аналогам. С 12 сентября вступили в силу американские санкции, которые запрещают оказание IT-услуг и облачных сервисов в РФ. На что перешли компании? Выясняла Екатерина Вихарева.

Об ограничении доступа к IT-услугам Минфин США объявил еще 12 июня. Деятельность в России с тех пор свернули мессенджер Slack, конструктор интернет-магазинов Ecwid и облачный сервис от Google BigQuery. К 12 сентября список пополнили еще с десяток различных приложений. По словам экспертов, в основном речь о довольно специфических платформах. Но среди них есть и популярный в стране сервис для создания заметок и баз данных Notion и платформа для совместной работы Miro. Они ушли не полностью: последний останется доступен для пользователей, которые не оплачивали подписку с российских карт. Miro, бывший пермский стартап, только в демо-версии.

Этими сервисами, в частности, активно пользовалась команда SMM-агентства Soyka. В качестве альтернативы там изучают в том числе китайские аналоги, рассказала его директор Екатерина Козырева: «Мы переехали на российский sBoard, там чуть более ограниченный функционал, но в принципе нам его хватает. На нескольких проектах у нас собраны были базы знаний Notion, который тоже уходит. Есть коллеги, которые живут за рубежом, и, возможно, мы сможем сохранить доступ к сервису. Но если не получится, то рассматриваем китайский Buildin.AI, это полный аналог Notion».

Заблокировал аккаунты российских резидентов и популярный конструктор сайтов Wix. На его основе в стране работало почти 30 тыс. интернет-площадок, в том числе ресторанов и интернет-магазинов. Для него нашлась отечественная альтернатива, отметил директор по стратегии брендингового агентства Depot Фархад Кучкаров: «Wix точно был не самым удобным сервисом, тем более при наличии отечественного Tilda. Мы работаем в основном на "Битриксе", все планирование идет в нем. Плюс Zimbra, это наш почтовый агент, но в нем же таск-менеджеры встроены и всевозможные сервисы, в том числе и корпоративные чаты.

Вот у Miro полноценного нет аналога. Плюс, ощутима потери Figma, потому что им часто пользовались и там была довольно большая база данных».

Российские компании уже несколько лет работают над своими аналогами популярных платформ. Но из-за скромной аудитории и, как следствие, инвестиций в их развитие качественных предложений на рынке сейчас единицы, отмечают эксперты. На их доработку уйдут еще месяцы, если не годы. Но для простых задач они вполне годятся, считает главный редактор itzine и автор подкаста ForGeeks Сергей Кузнецов: «Когда Miro заявили о том, что уходят из страны, VK проанонсировали, что запускают свою "VK Доску", а Mail сообщил про "Mail Заметки", в которые можно перенести все из Notion. Во "VK Доску" можно перенести все из Miro, это нормально работает. Пока эти сервисы бесплатные».

12 сентября аналог Miro запустил и «Яндекс». Но доверие клиентов еще придется заслужить, отмечает продюсер и основатель рекламного агентства PurpleDoor Алексей Пак:

«Notion мы активно пользовались, но перешли на российский сервис. Там есть кривые места, но функционал оказался даже шире, в плане нашей работы стало поэффективнее.

Miro работает, на бесплатных аккаунтах есть свои нюансы, но пока не видели смысла, чтобы переходить на какие-то российские платформы, да и по отзывам они пока все слабоваты. У нас с "Яндекс. Документами" негативный был опыт, поэтому к сервисам российской корпорации я достаточно прохладно отношусь».

За отсутствием альтернативы российским компаниям придется переходить на отечественные аналоги, говорят эксперты, но и о путях обхода ограничений аккуратно напоминают.