Олег Бережной: Давайте жить дружно

Источник: 

СППИ ГИПП
Олег Бережной: Давайте жить дружно

Изображение: СППИ ГИПП

В первый день форума «Издательский бизнес / Publishing Expo. Перезагрузка» прошла конференция «Текущее состояние дистрибуции периодических печатных изданий: розница, ритейл, подписка». В ней принял участие генеральный директор ГК «Кардос» Олег Бережной, который поделился своим мнением о сложившейся ситуации на рынке распространения печатных СМИ.

«С 1990-х годов нашей единственной стратегией выживания была диверсификация бизнеса. Мы сейчас присутствуем во всех каналах дистрибуции прессы, которые существуют в нашей стране. Могу сказать, что нет ни одного канала, где не было бы проблем.

Начну с киосков. В 2024 году нас ждет экзистенциальная проблема с кадрами, в частности с киоскерами. С 2004 года по 2023 год количество киосков в стране сократилось с 42 тысяч до 13,2 тысячи. И основная причина, по которой их сегодня так мало работает, – уже не злодеяния муниципальных чиновников, хотя это тоже присутствует, но в меньшей степени. Это сейчас ушло на второй план. Общая конъюнктура рынка такова, что никто не хочет идти работать в прессу. Вообще. Совсем. Не хватает не только киоскеров, но и водителей, работников на складах, сортировщиков в типографиях и т. д. Причем с продавцами ситуация абсолютно тупиковая: люди даже не звонят, не обращаются.

Количество киосков будет продолжать сокращаться, если мы не найдем дополнительные источники дохода для обеспечения работы этих объектов. И здесь без помощи издателей нам не обойтись.

В ритейле ситуация иная. Главной проблемой здесь является то, что сети в принципе не хотят работать с прессой. Мне постоянно говорят о результатах ABC-анализа, о квотировании, о сокращении ассортиментной матрицы non-food, о том, что вообще интереснее продавать носки с гриль-решетками, чем прессу. Единственная наша надежда – это издатели. И я хочу к ним обратиться: поймите, что мы все вместе находимся на «подводной лодке», и чтобы все остались живы, нам нужно помогать друг другу сдерживать то внешнее давление, которое на нас оказывается. Мы должны вместе с издателями объединить усилия и найти возможность убедить ритейл в том, что пресса – это отдельная социальная группа, причем не столько товарная, сколько PR и GR.

И я хочу поблагодарить Алексея Иванова, который в 2022 году спас весь рынок, найдя способы воздействия на одну FMCG-сеть, которая собиралась выкинуть категорию Пресса. Если бы это произошло, пострадали бы все. Наверное, некоторые издатели исчезли бы вообще, у остальных просел бы маркетинг, упали бы тиражи, сократились бы частично портфолио, просела бы экономика других сетей, в том числе киосков, и т. д. То есть пошла бы цепная реакция. Важно понимать: обрушение любого реализационного канала у любого дистрибьютора будет означать какое-то частичное (в зависимости от масштабности) или уже не частичное обрушение всей отрасли.

Поэтому просьба к издателям проявить уважение ко всем дистрибьюторам, которые еще работают на рынке, и оказать им максимальная помощь. Нужно объединять лоббистские ресурсы, потому что у нас совершенно не осталось тех экономических аргументов в пользу печатных периодических изданий, которые были раньше.

В последние годы ведущие издатели («Комсомольская правда», Shkulev Media Holding, «ИМ Медиа», «Лев» и др.) очень сильно помогали. Но у меня такое ощущение, что многие издатели не знают, какое колоссальное давление от внешнего мира по поводу нашей категории испытывают дистрибьюторы. То есть если еще в 2022 году на тендерах спрашивали о ретро-бонусах, отсрочках, то сейчас такого разговора нет. Сейчас разговор такой: зачем вы нужны, вас уже нет. Начинаешь объяснять, показывать диаграммы, доказывать, что мы все еще живы. Тут очень нужна помощь издателей. А когда издатель начинает тебе рассказывать о том, что у тебя тарифы на логистику не те, у тебя еще что-то не то, и вообще тебя лучше поджать, то это очень сложно переваривать.

Я послушал выступление Андрея Малахова из «Прайм Принт» и ахнул: происходит тихое разрушение всей нашей полиграфии. У меня такое впечатление, что так же издатели думают о дистрибьюторах. А мы держим колоссальное давление внешнего мира, пытаясь сохранить продажу печатки. И иногда я задумываюсь, а зачем мы это делаем.

С Почтой России аналогичная ситуация. Туда пришла новая команда, которая утверждает, что все им должны – и издатели, и дистрибьюторы.

Так что остается только продекламировать: давайте жить дружно. Больше добавить нечего».

Александр Никитушин

Материал опубликован в февральском номере журнала «Стратегия и практика издательского бизнеса» 

Все материалы свежего номера читайте здесь (скачать pdf)