Андрей Малахов: Анатомия падения

Источник: 

СППИ ГИПП
Андрей Малахов: Анатомия падения

Изображение: СППИ ГИПП

29 ноября в рамках деловой программы форума «Издательский бизнес / Publishing Expo. Перезагрузка» состоялся круглый стол «Полиграфия печатных СМИ. Работа в кризисных условиях – взгляд изнутри». О ключевых тенденциях и проблемах на этом рынке рассказал коммерческий директор АО «Прайм Принт Москва» Андрей Малахов.

«Типография «Прайм Принт Москва» специализируется на печати газет и уже 20 лет удерживает позиции лидера газетной печати региона. Коллектив типографии – 110 высококлассных специалистов. Мы им гордимся и считаем, что именно он является нашим конкурентным преимуществом. У нас стопроцентная автоматизация процессов и огромный выбор послепечатных опций. К сожалению, значительная часть этих услуг остается невостребованной. Объем годовой выручки предприятия – 980 миллионов рублей. Средний еженедельный объем печати – до 8 миллионов экземпляров газет.

По данным Российской книжной палаты, с 2012 года по 2022 год тиражи газет упали на 140%: с 9,33 миллиарда экземпляров до 3,94 миллиарда экземпляров. Выпуск печатных СМИ в Москве и Московской области с 2015 года по 2022 год – падение на 44% и на 120% соответственно: с 2,77 миллиарда экземпляров до 1,91 миллиарда экземпляров и с 211 миллионов до 96 миллионов. Это те реалии, в которых мы живем.

Структура прямых расходов такова (наши данные могут с данными некоторых коллег не совпадать, но в целом, я считаю, они корректные): 71% – газетная бумага, 12% – офсетная краска, 4% – офсетные пластины, 13% – прочие расходы. Начиная с 2021 года цена на краску полетела в космос: она поднялась больше чем в два раза. По большому счету, мы сейчас лишены возможности выбирать поставщика. Есть либо краска, которую производят в Турции (на которой мы печатаем), либо краска, которую производят в Корее, Индии или Китае. Корейская краска, на мой взгляд, на порядок лучше, хотя она и дороже.

Офсетные пластины и офсетная краска – это те самые расходные компоненты, которые мы покупаем из расчета стоимости в евро. Поэтому себестоимость с учетом роста курса евро, действительно, стремится ввысь. И с этим ничего поделать нельзя.

Что касается газетной бумаги, здесь, я считаю, ситуация скорее предсказуемая. Большинство наших целлюлозно-бумажных комбинатов соблюдает взятые на себя обязательства и поднимает цены в пределах 10%.

В 2024 году появится нежданная для нас проблема: значительно увеличится стоимость доставки газетной бумаги (по прогнозам поставщиков, до 50%), потому что чудовищно выросли расходы на автотранспорт. Основной способ доставки бумаги (по крайней мере, для нас) – это фуры. А сейчас на рынке их серьезный дефицит.

malakhov-pe2023

Производство газетной бумаги с 2012 года по 2023 год сократилось на 87%. Я вынужден констатировать, что наша отрасль больше не является важной для целлюлозно-бумажных комбинатов. В общем объеме производимой ими продукции газетная бумага занимает примерно 30%, остальные 70% – это так называемая серая бумага-полуфабрикат, которая используется для производства картона и которую с большой скоростью и с большой охотой покупают, мало того, во всей стране, так еще и в Азии.

Мелованная бумага – не совсем наш конек. В нашей типографии печатаются на мелованной бумаге буквально один-два продукта. До 2021 года у нас на рынке мелованных бумаг доминировали финны, шведы и т. д. У нас было много предложений, из которых мы могли выбирать. Камский целлюлозно-бумажный комбинат не считался серьезным претендентом на то, чтобы занять видное место на рынке: были проблемы и с качеством продукта, и с качеством сервиса. В 2021 году, что называется, лавочка прикрылась, и нам европейские партнеры сказали: «Все, бумагу мы вам больше не поставляем, извините. Делайте с этим, что хотите». И вот у нас, по сути, альтернативы Камскому комбинату и нет никакой. С 2021 года по 2023 год общее производство мелованной бумаги в Приволжском федеральном округе выросло на 24%. И я думаю, оно продолжит расти, потому что спрос на эту бумагу есть.

С офсетной бумагой тоже непростая ситуация. За последнюю пару кварталов цена на нее поднялась процентов на 25. Что, по мне, очень много. Но мы на офсете, слава богу, не печатаем.

В удельном весе себестоимости газетного продукта 70-80% составляют прямые затраты. Факторы, влияющие на эту себестоимость, таковы:

  • рост стоимости газетной бумаги;
  • рост стоимости офсетной бумаги;
  • рост стоимости мелованной бумаги;
  • дефицит мелованной бумаги;
  • рост стоимости офсетных красок;
  • дефицит офсетных красок;
  • рост стоимости офсетных пластин;
  • рост стоимости запасных частей;
  • дефицит запасных частей;
  • отмена нулевой пошлины (в 2023 году у нас в числе прочего отменили нулевую пошлину на черную краску);
  • волатильность валютного курса.

В нашей типографии не только оборудование, а вообще все, что так или иначе крутится, импортного производства. И раньше мы могли позвонить специалистам из Германии, например, или Швейцарии и по телефону или в режиме онлайн мгновенно решить проблемы. Теперь в фирменной удаленной сервисной поддержке нам отказано. Выезда технических специалистов сейчас по понятным причинам тоже нет.

Раньше у нас всегда были оригинальные запасные детали для оборудования, их поставляли оперативно и по адекватной цене. Сейчас мы используем реплики, ищем, чем в России можем заменить, иногда пользуемся 3D-технологиями, а также прибегаем к услугам посредников.

Раньше мы посещали массу международных выставок, могли посмотреть и выбрать какое-то оборудование. Сейчас мы этого делать не можем. Мы с коллегами были на полиграфической выставке в Китае, там газетного оборудования для нас нет.

Несмотря ни на что, мы смотрим в завтрашний день с оптимизмом. Мы, конечно же, рассчитываем на свои силы, но и очень надеемся, что у наших издателей наконец-то наступит та самая светлая полоса, когда вернутся тиражи и рекламодатели. В свою очередь, мы с удовольствием примем участие в разработке самых смелых издательских идей».

Александр Никитушин

Материал опубликован в февральском номере журнала «Стратегия и практика издательского бизнеса» 

Все материалы свежего номера читайте здесь (скачать pdf)