Как устроена медиаиндустрия Китая
31.01.2023
Источник: Sostav.ru
За последние 40 лет в КНР сформировалась медиаиндустрия со специфической взаимозависимостью политики и экономики. Об особенностях развития медиабизнеса в социалистическом Китае и современном положении коммуникаций Sostav рассказала команда Коммуникационного агентства «Аура» [ https://www.sostav.ru/advmap/agency/7138 ] (входит в состав холдинга «Газпром-медиа»). Синтез рыночной экономики и социалистической идеологии Современная китайская медиасистема начала формироваться ещё в 1949 году. Тогда к власти пришла коммунистическая партия, и страна пошла по пути строительства социализма. В первые десятилетия рынок медиа и коммуникаций находился под абсолютным контролем компартии. Однако в 80-е годы в стране были проведены реформы, в результате которых индустрия получила экономическую свободу. Вместо жёсткого контроля над деятельностью медиа государство стало поощрять коммерциализацию. На сегодня китайская медиасистема сочетает методы свободной экономической деятельности и партийно-государственного контроля. Коммуникационный рынок Китая — это развивающаяся отрасль, которая дополняет динамику развития социалистической рыночной экономики страны. Суммарный годовой оборот медиаиндустрии — более $1,7 трлн. Фундамент для построения медиабизнеса и основной источник прибыли на сегодня — реклама и коммерческие размещения. Синтез рыночной экономики и социалистической идеологии сформировал двойственный характер коммуникационного рынка. С одной стороны, главная задача всех его сегментов — распространение информации в рамках партийной политики и поддержание стабильности государства. С другой, в условиях рыночной экономики медиапредприятия должны «выживать» в конкурентной среде, получать прибыль и стимулировать собственное развитие. Генеральный директор Коммуникационного агентства «Аура» Владимир Ступников: – В результате такой взаимозависимости экономики и политики на китайском коммуникационном рынке сформировалась особая экосистема. Большинство предприятий индустрии принадлежит государству и полностью им контролируется. Однако в то же время компартия оказывает лишь частичную финансовую поддержку и стимулирует самостоятельное коммерческое развитие как отрасли в целом, так и отдельных игроков. Такой формат можно назвать полубизнесом, когда в медиапространстве функционируют одновременно две идеологии: коммунистическая и капиталистическая. Лидеры китайского медиарынка Все главные медиа Китая — национальные. Сегодня в стране издаётся более 2 тыс. газет и 8 тыс. журналов, вещают 374 телевизионных станции и 282 радиостанции. Рассказать про каждое СМИ невозможно, поэтому рассмотрим наиболее авторитетные из них. Стоит начать с печатных СМИ, где пальму первенства держат два издания: «Жэньминь жибао» («Народная газета») и «Гуанмин жибао» («Светлая ясность»). Газеты — самые влиятельные СМИ в Китае. Они выходят как в печатной версии, так и онлайн. Изданиям характерно парадоксальное сочетание газеты «Правда» периода развитого социализма в СССР и экономических «Ведомостей». Отличительная особенность «Жэньминь жибао» в том, что газета издается на 14 языках. Также весьма широко представлены на китайском медиа-рынке информационные агентства. Прежде всего речь идёт о «Синьхуа» и «Службе новостей Китая» (China News Service). Первое освещает международные новости на семи языках, формирует новостные ленты и распространяет партийную информацию на телевидении, радио и онлайн. Второе, «Служба новостей Китая», до 2018 года находилось под контролем Управления по делам зарубежных китайцев, которое затем присоединилось к Рабочему отделу Объединённого фронта Коммунистической партии Китая. В итоге сегодня агентство освещает международные новости онлайн и через теле- и радиовещание в странах распространения китайского языка, а также для живущих за рубежом китайцев. Телевизионный рынок современного Китая один из наиболее развитых в мире. В стране действуют десятки медиакомпаний, две из которых наиболее влиятельны: «Центральное телевидение Китая» (CCTV, China Central Television) и Phoenix Television. CCTV — главная телевизионная компания страны. Её владелец — Государственное управление радио, кино и телевидения China Media Group. Телекомпания ведёт международную трансляцию 50 каналов на шести языках. Вторая медиакомпания частично государственная, и это даёт ей возможность проводить чуть более гибкую информационную политику. В итоге канал вещает на мандаринском и кантонском диалектах в Китае, Гонконге, Макао, Тайване и других странах распространения китайского языка. Социальные сети в Китае Главная особенность коммуникационного рынка Китая связана с языком. Он имеет несколько диалектов, которые фонетически сильно отличаются друг от друга. Поэтому в отличие от телевидения и радио пресса остаётся ведущим средством массовой информации. С появлением интернета в Китае образовался ещё один фактор, который объединяет носителей разных диалектов — социальные сети. Однако они находятся под контролем правительства, поэтому у пользователей есть доступ только к китайским платформам и цензурируемой информации. Здесь два ключевых лидера: WeChat и Weibo. WeChat. Это самая популярная социальная сеть на территории Китая, которая входит в международную пятёрку крупнейших по числу пользователей. Она сочетает возможности от мессенджера до веб-браузера и предлагает функции сервиса блогов, коротких видео и платёжной системы. Последняя позволяет переводить средства другим пользователям буквально в одно касание экрана с использованием QR-кодов. Причём работает эта система уже несколько лет. Отличительная особенность WeChat в том, что она направлена не только на частных потребителей, но и на работу корпоративного сегмента: компаниям доступно создание и продвижение своего магазина, интеграция онлайн-оплат через платформу и общение с клиентами. По сути, WeChat сегодня — интернет в интернете: достаточно только завести аккаунт, а пользоваться браузерами, социальными сетями, интернет-сайтами уже не будет необходимости. Weibo. Ещё одна соцсеть, которая представляет собой платформу для создания и продвижения микроблогов. Она предоставляет пользователям систему рекомендаций, через которую они могут попасть в ленту других людей и распространять оригинальный контент. В Weibo можно публиковать короткие записи, большие статьи, видео, фотографии, аудиозаписи и опросы. Это одна из основных площадок для рекламных интеграций в крупных блогах, через которую развивается бизнес. Для компаний доступны такие рекламные инструменты как контекстная реклама и таргетинг. Корпоративный сегмент также может создать свой магазин и совершать продажи через прямые ссылки на платформе. Что в итоге? Китайский медиа-рынок сегодня — уникальное сочетание забюрократизированной коммунистической идеологии, во главе которой стоит главная партия страны, и элементов капитализма. Казалось бы, это должно негативно сказаться на всей отрасли и, если не разрушить её, то точно привести в упадок. Но как это ни парадоксально, именно такое сочетание обеспечивает постоянный рост и развитие. Количество медиа-ресурсов — прямое тому доказательство. Заместитель генерального директора коммуникационного агентства «Аура» Владимир Нерюев: – Одна из главных особенностей состоит в том, что ведущие медиа страны не стремятся работать в какой-то одной нише, а стараются обеспечивать максимальный охват на максимальном количестве площадок. Если это соцсети, то они сочетают в себе некое предложение «всё включено» для пользователя: это и развлечения, и платёжные системы, и чаты, и мессенджеры. Если классические СМИ, то это не только печать или ТВ, но и довольно развитые диджитал-платформы, всевозможные подкасты, форумы. Руководители индустрии тонко чувствуют рынок и прилагают все усилия, чтобы пользователь задержался на их ресурсе как можно дольше. Ведь в таком случае количество проданной рекламы будет только расти. И пусть основные информационные векторы по-прежнему определяет компартия страны, китайским медиабизнесменам всё же удается зарабатывать хорошие деньги. И несмотря на то, что в 18:00 в Шанхае, Пекине или Гуанчжоу большинство офисов закрываются, а улицы заполняются тысячами велосипедистов, спешащих домой, медиаресурсы функционируют в круглосуточном режиме и обеспечивают пользователей всеми возможными форматами контента.