Елена Талалаева: Детям и взрослым

Источник: СППИ ГИПП

Елена Талалаева: Детям и взрослым

«Мы не видим смысла выпускать журнал «обо всем на свете», потому что такие издания в стране уже есть, и очень хорошего качества», – говорит главный редактор журнала «Большая переменка» Елена Талалаева, которая объяснила нам, почему главным тематическим направлением ее издания остается краеведение и рассказала об особенностях работы детского СМИ в Белгородской области. – Как появился журнал «Большая переменка»? – Журнал «Большая переменка» «вырос» из одноименной детской газеты, которая более 20 лет выходила как приложение к областной газете «Смена». В 2013 году, когда создавался издательский дом «Мир Белогорья» и в него вошли региональные издания Белгородской области, было решено газету обновить и выпускать как журнал, ведь современные дети прежде всего – визуалы, и черно-белой газетой, даже с очень хорошим и интересным содержанием, их уже не увлечешь. В 2013 году майский выпуск «Большой переменки» уже вышел в журнальном формате, хотя еще именовался газетой, потому что как журнал «Переменка» была зарегистрирована в июле. Таким образом, сохранив все лучшее от «Большой переменки» газетной (популяризация детского творчества, раскрытие новых талантов, большая краеведческая и патриотическая составляющая, отсутствие негативных и деструктивных тем и т. д.), «Переменка» журнальная все-таки концептуально немного изменилась. Журнальный формат предполагает и другую подачу материала, и другое оформление. Родившаяся как 16-страничная черно-белая газета формата А4, «Большая переменка» стала полноцветным 32-страничным журналом, а в 2015 году объем увеличился до 40 страниц. Журнал выходит ежемесячно, основная аудитория – это младшие школьники, но издание интересно и ребятам от 10 до 14 лет. В региональном масштабе очень трудно делать отдельные издания для конкретной аудитории (отдельно – для младшего школьного возраста, отдельно – для среднего), поэтому мы стараемся готовить такие материалы, которые будут интересны детской аудитории в принципе, даже подросткам. И взрослым. Мы знаем, что наш журнал читают и бабушки с дедушками. – Насколько трудными для вас оказались последние три года? – Безусловно, и ковид, и санкции, жизнь нам подпортили. Один из главных способов продвижения издания – это презентации в школах. Детям рассказывали об издании, раздавали листовки и бесплатные экземпляры журнала, и родители вместе с детьми сами могли решить – стоит его выписывать или нет. Деньги передавали классному руководителю или родительскому комитету, а те – сотрудникам отдела распространения нашего издательского дома. Редакционная подписка очень недорогая – 250-270 рублей на полугодие (за шесть номеров), и мы набирали нужный тираж без использования административного ресурса. Проводили презентации журнала и на массовых уличных мероприятиях и фестивалях. Здесь акцент делали на узнаваемость, чтобы люди узнали и запомнили, что такой журнал есть в природе. А с 2013 по 2019 год мы каждый год проводили большие праздники, где награждали победителей конкурсов, организовывали концерт детских солистов и коллективов, презентовали журнал и расставляли столики с подпиской. Но случился ковид, школы перешли на дистанционное обучение, проводить презентации в школах стало невозможно. Массовые мероприятия проводить было запрещено. Кроме того, выросли типографские расходы: первые месяцы наблюдалась нехватка бумаги, повысилась стоимость печатных пластин, сырье для производства отечественной бумаги и сама она поначалу были не лучшего качества. Увеличились сроки поставки бумаги, в типографиях была проблема с поставкой запчастей для оборудования. Тираж и подписка снизились, но не критично. Типография свои обязательства выполняла в срок, ни разу не задержав печать журнала. Что будет дальше – трудно прогнозировать. Типография наладила работу, но по известным причинам в нашем регионе дистанционное образование в школах продолжалось еще и в 2022-2023 годах, и презентации журнала так же было невозможно проводить. – Все это время журнал печатался в одной типографии? – Да, на протяжении последних пяти лет журнал печатается в одной и той же типографии. За долгие годы мы вышли на высокий уровень качества полиграфии, наладили работу с оперативной передачей файлов в печать, подбором и передачей цвета. Благодаря современным технологиям и профессионализму коллег на печать, сборку, сушку и доставку готового тиража в места распространения у типографии уходит не более трех-четырех рабочих дней. Безусловно, полиграфическое производство столкнулось со множеством трудностей при введении санкций. Возникли проблемы с закупкой и логистикой импортных составляющих полиграфического производства (краска, мелованная бумага, выводные пластины). Однако как издатель мы не ощутили этих проблем на себе и своем журнале. За период санкций, пандемий и в нынешней сложной ситуации приграничного региона наши печатники не подвели нас ни разу – ни с качеством продукции, ни со сроками ее поставки! Цена полиграфических услуг растет ежегодно, сюда включаются и расходы на материалы и рабочие ресурсы, но нашим партнерам удалось оперативно и качественно пройти этапы импортозамещения и удержать ценовую политику от значительных скачков цен. – Какой канал распространения для вас главный – подписка или розничная продажа? – Журнал использует все возможные варианты распространения и доставки читателю по всей Белгородской области. Через розничную сеть АНО «ИД «Мир Белогорья» и других распространителей он распространяется в розницу, однако объем розничных продаж составляет не более 5-10% тиража каждого номера. Розничное распространение зачастую сталкивается со многими проблемами. Во-первых, сокращается количество работающих киосков. Во-вторых, многое зависит от выкладки изданий на стендах киосков – и тут в приоритете продавцов отнюдь не региональные издания. В одном из киосков я увидела наш журнал, который со всех сторон был «задвинут» другими изданиями так, что читалось: Белгородский областной журнал для детей… «Боль»… Основным каналом распространения по-прежнему остается подписка. Помимо традиционной подписки через АО «Почта России», дополнительно мы развиваем и альтернативные способы, как журналу попасть к читателю. В АНО «ИД «Мир Белогорья» организована редакционная подписка и абонентский отдел, в котором каждый, кто выписал журнал в редакции, может прийти и забрать номер в своей именной ячейке. Дополнительно у нас работает интернет-магазин с подписным сервисом «Подписка31.ру», где любой желающий может оформить подписку, не выходя из дома, с любым удобным для него вариантом получения журнала (с доставкой в почтовый ящик, забирать в редакции или получать его электронную версию). Сегодня подписка через АО «Почта России» составляет 80% тиража – она, безусловно, удобна и наиболее привычна для родителей, выписывающих журнал ребенку. Альтернативная подписка только начинает развивается и составляет 10% тиража. Но мы предполагаем, что форматы потребления будут постепенно меняться и количество подписки через альтернативные источники может увеличиваться. – На что живет журнал «Большая переменка» сегодня? – Источники дохода самого журнала – подписка и продажа, процент дохода от рекламы – очень скромный. Основной источник финансирования – субсидия из областного бюджета на освещение приоритетных направлений региональной политики. Для детского журнала это краеведение и история малой Родины, различные проекты и программы для детей и подростков, продвижение культуры чтения и патриотизма. Ежегодно журнал участвует в грантовых конкурсах Минцифры (раньше – Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям) и на протяжении последних семи лет успешно реализует на страницах журнала различные социально значимые проекты при федеральной финансовой поддержке, что является дополнительным источником финансирования издания. Сегодня никто бюджетных или грантовых денег просто так не дает, они даются на конкретные проекты и цели, с конкретными показателями их реализации. Ну а рекламодатели в нашем регионе пока не видят для себя потенциала рекламы в детском издании. – Расскажите о содержании журнала. Почему вы делаете акцент на краеведении? – Действительно, у нас главное тематическое направление – это краеведение во всех его формах и направлениях: историческое, литературное, музыкальное, спортивное, экологическое и т. д. То есть журнал региональный не только потому, что издается в регионе, у него повестка региональная. Мы не видим смысла выпускать журнал «обо всем на свете», потому что такие издания в стране уже есть, и очень хорошего качества. Зачем становиться вторым «Классным журналом», «Лучиком» или «Чердобряком», если они распространяются по всей России и популярны у детей? В то же время разные «нерегиональные» темы мы подаем через региональный фокус. Например, в год тигра рассказали о тиграх, которые живут в Белгородском зоопарке. О том, как считать возраст деревьев по количеству колец на разрезе – через исследовательскую работу белгородского школьника, как вырастить в саду арахис, на подоконнике – огурцы, а картошку – в мешках – тоже через исследовательские работы ребят. Такие публикации есть в каждом номере. Поэтому, в принципе, мы можем взять любую тему и привязать ее к региональной составляющей. Самые любимые рубрики у наших читателей – «Мастер-класс» (пошаговая инструкция, как сделать какую-нибудь интересную или полезную вещь), «Братья наши меньшие» (рассказы о животных), «Кулинарная книга «Большой переменки» (рецепты от наших читателей), «Хочу все знать» (истории в формате «о науке – просто» и разные опыты). Журнал освещает много тем, в каждом номере есть материалы и познавательные, и развлекательные. Один из главных принципов подготовки материалов для журнала – приоритет уникальных авторских текстов. К интернету мы прибегаем только в крайних случаях, когда в регионе трудно найти эксперта или спикера по той или иной теме. Поэтому о здоровом образе жизни у нас рассказывает врач, краеведческие тексты пишут краеведы, о разных науках рассказывают педагоги школ или ученые белгородских вузов, о животных, которые не водятся в нашем регионе, – сотрудники зоопарков или заповедников и т. д. Ну и, конечно, много места в журнале выделяем под детское творчество – литературные произведения, письма, рисунки детей. – Сколько человек работает в вашей редакции? – В редакции сейчас четыре человека, до недавнего времени было три. Редактор, ответственный секретарь (сотрудник, который курирует весь процесс верстки и корректуры), выпускающий сетевого издания и недавно у нас появился корреспондент. Хотя все сотрудники – и редактор, и ответсек, и выпускающий сайта – люди пишущие, то есть, большинство текстов мы готовим своими силами, когда нужно – привлекаем других журналистов нашего издательского дома. Но развитие сайта и соцсетей требует более активной работы. – Как часто вы проводите конкурсы? – Каждый год мы проводим не менее двух больших конкурсов. Иногда – три-четыре в год. Стараемся выбирать темы, которые интересны самим детям. Например, массовый конкурс «Остаться бы в лете» – рассказы о том, как дети провели летние каникулы. Нам присылают и тексты, и фото, и видео, и рисунки. С 2019 года, когда редакция журнала стала региональным представителем Всероссийской Лиги юных журналистов, мы стали проводить конкурсы на лучшего юнкора месяца и в конце года выбирали лучших юнкоров года. Это стимулирует ребят к журналистской деятельности, они с удовольствием сами пишут новости, фотографирую, снимают видеосюжеты. То есть готовят более половины контента для сетевого издания и соцсетей. Лучшие юнкоровские работы публикуются в журнале. Так что конкурсы – это классно и здорово по нескольким причинам: привлечение детей (целевой аудитории), подготовка контента для сайта и соцсетей (ведь дети пишут о том, что интересно им самим и другим детям), выявление и поддержка талантливых ребят. – Как вы работаете с сетевым изданием «Переменка31.Ру» [ https://www.peremenka31.ru ] и социальными сетями? – Когда мы думали над концепцией сетевого издания, решили, что это не будет просто сайт для публикации материалов из печатной версии журнала. Время показало, что мы были правы: простое дублирование текстов из журнала мало кому интересно. Поэтому у нас сайт, журнал и соцсети – это отдельные ресурсы, которые в чем-то пересекаются, но все же у каждого свой контент. На сайте публикуются в среднем 80-90 материалов в месяц, из них 8-10 – это материалы из печатной версии. Все остальное – детские новости, материалы на разные темы (экология, краеведение, мероприятия и акции, мастер-классы, познавательные тексты и т. д.). Более половины текстов для сайта пишут дети, педагоги, библиотекари, работники учреждений культуры и другие специалисты. Посты для соцсетей – дети, родители, педагоги. Каждый день в «предложке» нашей официальной страницы в VK [ https://vk.com/peremenka31 ] – не менее пяти предложенных новостей от пользователей. Конечно, все тексты редактируются и модерируются, в настройках стоят блоки на ненормативную лексику. Два года назад подключили в VK опцию «Товары», где предлагаются к продаже книги, выпускаемые издательским домом «Мир Белогорья», и подписка на журнал. Каждый месяц несколько пользователей откликаются опцией «Хочу приобрести товар…». Очень популярными у наших подписчиков в VK стали тематические челленджи, акции и розыгрыши. Например, примерно с 7 по 10 мая мы уже несколько лет проводим челлендж, посвященный Дню Победы, где предлагаем подписчикам и пользователям прислать фото и истории о своих прадедах-ветеранах, видео с поздравлениями ко Дню Победы или с прочтением стихов о войне и Победе. За несколько дней выходит более 50 постов на эту тему – так высока активность подписчиков. – Что вы думаете о Всероссийском конкурсе детских СМИ и фестивале «Волшебное слово», которые ежегодно проводит СППИ ГИПП? Насколько нужны и полезны для детских СМИ эти два проекта? – Вообще за этот фестиваль и конкурс хочется просто поклониться Союзу предприятий печатной индустрии и особенно тому отделу, который занимается организацией «Волшебного слова». Сейчас для детских СМИ остались всего два конкурса – «Волшебное слово» и номинация для детских и молодежных СМИ в конкурсе Союза журналистов «Золотой гонг» (мы его выиграли в 2016 году). Сама идея собрать издателей самых разных детских СМИ для разговора и обмена опытом – она вроде бы простая, но реализовали ее только на фестивале «Волшебное слово». Я старалась по возможности приезжать на фестиваль, даже если мы там ничего не выигрывали. Сама атмосфера, общение с единомышленниками, полезная деловая программа, возможность посмотреть детские издания из других регионов, пообщаться с экспертами – это здорово. На некоторые привычные вещи ты смотришь другими глазами, учишься искать идеи и интересности вокруг себя. Мы лишь один раз выиграли в главной номинации «Волшебного слова» («Лучший детский сайт») на первом фестивале, который проходил в 2015 году в Севастополе. Но мне особенно дороги несколько наград в дополнительных номинациях за наши краеведческие проекты – в 2019 и 2022 годах. Потому что именно эта работа для нас главная. Не просто выпускать журнал для детей, а приобщать их к истории и культуре Малой Родины. И, как бы ни пафосно это звучало, прививать любовь к Родине, учить быть патриотами. Ведь это можно делать без лозунгов и принуждения. Твой дом, твои город или село, твоя школа, родители, друзья – это тоже Родина. И мы говорим с ребятами о том, что им близко, что их окружает, в том числе и с помощью краеведческих материалов и конкурсов. Так что на победы в главных номинациях я никогда не рассчитывала и не рассчитываю – у нас просто нет ресурсов, чтобы состязаться со всероссийскими или крупными изданиями. Да и это не главное. Конкурсы стимулируют искать какие-то интересные вещи, постоянно обновляться, применять новые технологии. И мне лично пока не хватает на фестивале именно взгляда со стороны – не всегда удается пообщаться с экспертами, которые могут сделать подробный разбор издания, а это очень важно. И мне хотелось бы, чтобы на конкурсе все-таки были отдельные номинации для изданий, которые распространяются по всей стране, и для чисто региональных – которые распространяются только в своем регионе. То есть неправильно считать региональным издание только потому, что оно выходит не в столице. У всех разные ресурсы и при оценке в одной номинации у чисто региональных изданий заведомо проигрышные позиции. Хотя, безусловно, тянуться за более сильными изданиями нужно. И правильно. Александр Никитушин Фото: «Большая переменка» Материал опубликован в июньском номере [ https://gipp.ru/news/zhurnal-wan-ifra-gipp/gipp-wan-ifra-06-2023/ ]  журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine» Все материалы свежего номера читайте здесь [ https://viewer.joomag.com/mag/0031939001687355998 ]  (скачать pdf [ https://gipp.ru/upload/iblock/df2/df28baf6492afe515c31c3df0015148e.pdf ] )