Елена Шитикова: Не бумагой одной

Источник: СППИ ГИПП

Елена Шитикова: Не бумагой одной

Насколько глубок кризис на рынке полиграфии? Как ситуацию усугубили санкции? Спасет ли индустрию параллельный импорт? Об этом рассуждает главный редактор издательства «Планета», член правления Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Елена Шитикова. «Все мы помним, как в начале весны из-за отсутствия необходимых химикатов, которые ранее импортировались из Финляндии, возникла проблема с отбеливанием бумаги. Но вскоре система перестроилась, бумага появилась – да, других граммажей и несколько иного качества, но печатать в целом есть на чем. Российских аналогов нет только в сегменте мелованной бумаги – у нас отсутствует такое производство и вряд ли появится в ближайшее время, большие проблемы также с мелованным картоном, но и у него есть аналоги (в России такой картон производит только одна компания, но пока у типографий большие претензии к качеству этого материала). Все остальные сорта бумаги производятся в России. Беда в другом. Запреты и поставки Как это ни печально, и мы это повторяем не один год, техника из Европы, Северной Америки и Японии составляет около 90% оборудования в российских типографиях. Печатные машины и расходники для полиграфии слабо поддаются импортозамещению. Технику Россия в основном закупала в Германии (у Heidelberg, KBA, Manroland), Швейцарии (Muller Martini) и Италии (Zechini, Smyth). Евросоюз же еще в апреле, в рамках очередного пакета санкций, запретил экспорт в Россию оборудования и расходных материалов для полиграфии. В перечень товаров, запрещенных для импорта, вошли краски для печати, немелованная и мелованная бумага, используемая для печати или других графических целей, картон, оборудование и запасные части к нему для производства целлюлозы и отделки бумаги или картона, а также переплетные машины, оборудование для флексографии, офсетной, высокой и глубокой печати. Запреты вступили в силу в июле, но многие производители останавливали поставки раньше, по собственной инициативе. Китайские же аналоги стали стоить дороже на 80-100%, а цены на расходные материалы после вступления в силу санкций выросли на 35-40%. Кроме того, кратно удлинились сроки поставок всего импортного: бумаги, краски, фольги, фурнитуры и т. д. Купить их можно только по предзаказу (то есть по предоплате) за несколько месяцев и по курсу сильно выше текущего. Типографиям приходится работать с учетом такого замедленного темпа, а клиентам – дольше ждать. Издатели уже почувствовали на себе изменение сроков печати и рост цен на услуги типографий. Исчезла сервисная поддержка со стороны фирм-поставщиков… У российских полиграфистов возникли серьезные проблемы с запчастями для печатных машин, с программным обеспечением действующего оборудования. На каждом предприятии такие вопросы решают самостоятельно, как могут. А техника быстро приходит в негодность, если используются заменители, «совместимые» запчасти. Параллельный импорт типографского оборудования затруднен тем, что у каждой печатной машины есть свой серийный номер, и комплектующие для них будут уникальными, с собственными номерами: встроенные чипы моментально обнаружат «подделку» или «чужую запчасть» и заблокируют работу машины. Некоторые типографии уже останавливают отдельные «башни», разбирают старое оборудование на запчасти... Конечно, типографии полностью не встанут, наш народ выход найдет из любой ситуации. Какие-то машины, действительно, могут быть остановлены. И после закрытия мелких типографий такое оборудование тут же появится на рынке и будет молниеносно выкуплено. Но это не все. В стране нет производства красок, формных пластин – уже сколько лет не работают российские заводы! Не хватает химикатов, огромный дефицит расходников: тонера, ламинации, клеев. И ведь эта ситуация была вполне прогнозируема. Вопросов больше, чем ответов Когда-то полиграфисты выступали против закрытия Зарайского завода офсетных пластин. Предприятие просуществовало 30 лет. В 1981 году за освоение промышленного выпуска биметаллических пластин со светочувствительным покрытием, которые предназначены для изготовления офсетных форм, завод получил Диплом первой степени на ВДНХ. Но в 2000-х годах завод признали банкротом, а производственные цеха выставили на продажу. С тех пор алюминиевые пластины в России не производятся (объем потребления офсетных формных пластин около 12 млн м², из них 8,5 млн м² – производятся в Китае). Так же, как и краски – российское производство давно закрыто. Сейчас разрабатывается новая логистика, рынок надеется на поставки китайских и корейских красок. Но мало того, что цены там, как ни удивительно, выше европейских – к ним еще нужно добавить стоимость доставки. В этой ситуации Минпромторг разрешил параллельный импорт – печатных машин, используемых для печати «посредством пластин, цилиндров и других печатных форм», а также немелованных бумаги и картона, используемых в том числе для печати или других графических целей, в рулонах или прямоугольных (включая квадратные) листах любого размера – без разрешения правообладателя. По словам представителей Минпромторга, параллельный импорт не означает легализацию контрафакта, мера предполагает ввоз оригинальных товаров, но через альтернативные каналы поставок. И предприимчивые люди какими-то окольными путями завозят все необходимое из-за рубежа, строя свой «бизнес» на проблемах отрасли. А тут еще и бумажные комбинаты снова и снова сообщают о повышении расценок – на 30%, на 25%, снова на 15%. Как планировать работу в такой ситуации, как оставаться рентабельными, как строить отношения с клиентами? У полиграфистов вопросов пока больше, чем ответов». Материал опубликован в октябрьском номере [ https://gipp.ru/news/zhurnal-wan-ifra-gipp/gipp-wan-ifra-10-2022/ ]  журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine» Все материалы свежего номера читайте здесь [ https://viewer.joomag.com/mag/0866397001665494707 ]  (скачать pdf [ https://gipp.ru/upload/iblock/a35/a35fbeeb3f9b37408aadf5815d6c65b9.pdf ] )