Елена Шитикова: Иллюзия импортозамещения

Источник: 

СППИ ГИПП
Елена Шитикова: Иллюзия импортозамещения

Изображение: СППИ ГИПП

На XXIII Городском отраслевом форуме печати в формате панельной дискуссии состоялось обсуждение актуальных вопросов, касающихся издательского, полиграфического и дистрибьюторского бизнеса. О состоянии рынка полиграфии рассказала главный редактор издательства «Планета» Елена Шитикова.

«На рынке полиграфических услуг сложилась чрезвычайно сложная ситуация. И я это понимаю, как издатель, который в своем же холдинге пытается построить бизнес: очень тяжело и планировать, и подбирать какие-то интересные полиграфические решения, поскольку отрасль реально блокирована санкциями.

Импортозамещения пока не происходит. Спустя почти два года после введения санкций на ввоз европейских расходников полиграфисты не видят возможности импортозамещения в этой отрасли. За это время мы не научились производить практически ничего из расходных материалов. Кроме бумаги, которую мы производили еще до всех блокировок. Офсетная бумага у нас очень хорошая, она не уступает по качеству европейской. Чего не скажешь о мелованной бумаге и ее разнообразии. То есть практически не из чего выбрать. Иногда у нас бывают месяцы, когда в наличии есть бумага только одного граммажа. Специфичных дизайнерских сортов местные производства предложить не могут.

К сожалению, в производстве расходников российские предприятия попросту не заинтересованы. Одна из причин – заказы от ВПК, гораздо более интересные, чем может предложить издательская отрасль.

В России отсутствует собственное производство офсетных красок, которые сейчас закупаются в Китае и Южной Корее. Наши бывшие коллеги-полиграфисты пытаются развивать производство черной краски, но пока с переменным успехом.

Нет и офсетных резиново-тканевых полотен (сегодня они поставляются из Китая и Индии).

Производство лаков есть, но и оно зависит от импортных концентрата и сырья. А необходимые растворители не всегда удовлетворяют по качеству запросы типографий.

Такой необходимый для книгопечатания расходник – нитки – мы также закупаем за рубежом, поскольку нитки российского производства недостаточно высокого качества: они тянутся и слишком абразивны, из-за чего портят машины. То же самое – с проволокой для сшивания брошюр: российские варианты отличаются не очень хорошим хромированием и со временем ржавеют.

Большинство расходников для типографских нужд, бумага, упаковочные материалы и оборудование для переплетов и печати попали в пятый пакет санкций Евросоюза, принятый 8 апреля 2022 года. Вскоре после этого Минпромторг включил некоторые категории (например, краски) в перечень разрешенных для параллельного импорта товаров.

Однако мы не раз говорили о том, что зависимость отрасли от импортных поставок может привести к дефициту расходников и типографских машин, росту цен на полиграфическую продукцию и даже к остановке работы предприятий. Кроме того, сам механизм параллельного импорта в печатной отрасли оказался затруднен: например, в типографском оборудовании у каждой печатной машины есть свой серийный номер, и, как следствие, многие комплектующие для них уникальны. Из-за этого производитель по специальному каталожному номеру может понять, что та или иная деталь будет в итоге отправлена в Россию, и запретит поставку. Решать проблему можно только при поддержке правительства и наращивании либо собственного, либо совместного с азиатскими партнерами производства.

Рост стоимости расходников в прошлом году составил 5–10% в первом полугодии и еще плюс 15% во втором.

Сложно назвать импортозамещением процесс поиска новых поставщиков вместо европейских. В России сейчас нет достойных образцов красок, пластин и клея, подходящих для работы на установленном оборудовании.

Переход с европейских расходников на азиатские напрямую отразился на стоимости производства печатных СМИ и книжной продукции, она увеличилась примерно на 15–20%. Сказывается усложнение логистики, увеличились сроки поставки. К тому же партнеры из Азии не считают нужным давать привлекательные цены, понимая, что особых вариантов у нас нет. Все цены даже с азиатскими производителями номинированы в валюте.

Полиграфические предприятия, стремясь отвечать покупательной способности, вынуждены заниматься демпингом, в итоге снижается рентабельность бизнеса.

Поэтому наша задача сейчас – сделать так, чтобы Минпромторг нас услышал в части стимулирования производства и заключения каких-то долгосрочных производственных контрактов с Индией и Китаем, где работа полиграфической промышленности давно отлажена. И сделать так, чтобы развивался параллельный импорт, без дополнительной тарифной нагрузки на полиграфию, в том числе на издателей».

Александр Никитушин

Материал опубликован в апрельском номере журнала «Стратегия и практика издательского бизнеса» 

Все материалы свежего номера читайте здесь (скачать pdf)