Алексей Иванов: В режиме нон-стоп

Источник: СППИ ГИПП

Алексей Иванов: В режиме нон-стоп

«Мы настолько привыкли жить в новой парадигме, что проблемы нам уже кажутся не проблемами, а повседневной реальностью», – говорит генеральный директор издательского дома «ИМ Медиа» [ https://im-media.ru ] , президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Алексей Иванов. Он рассказал нам о том, как изменилась работа его компании за последние несколько месяцев и какие первоочередные задачи стоят перед СППИ ГИПП в ближайшее время. – Как на работе издательского дома «Иванов Монамс Медиа» отразилась ситуация с введением санкций? С какими трудностями вы столкнулись? – Не могу сказать, что мы столкнулись с какими-то уникальными трудностями, которые были бы не характерны для других медиакомпаний. Наверное, если бы мы все еще продолжали быть зарубежным издательским домом, у нас возникли бы определенные специфические проблемы. Будучи российской компанией, мы пострадали ровно так же, как и вся отрасль. Одна из самых больших проблем, с которой столкнулись издатели журналов, в том числе и «ИМ Медиа», – это драматический рост цены на мелованную бумагу из-за ухода иностранных поставщиков. В марте-апреле этого года российские производители радикально и, с моей точки зрения, необоснованно подняли цены, что привело к резкому увеличению себестоимости продукции, и поставили некоторых издателей на грань выживания или даже за нее. К счастью, вместе с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой нам удалось взять ситуацию под контроль и остановить рост цен, хотя к базовым показателям мы так и не вернулись. Чтобы сохранить маржинальность, мы, как и другие издатели, были вынуждены поднять цену на свои газеты и журналы. Вторая серьезная проблема – это падение рекламного рынка. В связи с уходом западных компаний мы оцениваем выпадающие доходы на уровне от 40 до 70% в зависимости от специфики того или иного издания. Для глянца это более существенный удар, но и масс-маркет тряхнуло очень сильно. С другой стороны, с конца февраля по апрель было озвучено много потенциальных проблем, которые удалось решить с гораздо меньшими потерями, чем казалось вначале. Например, в марте была настоящая паника на тему отсутствия типографской краски. Издатели уже считали недели до того, как выйдет последний номер. Однако смекалка и опыт наших коллег-полиграфистов помогли решить задачу без какого-то ощутимого ущерба для бизнеса и, как мы все знаем, журналы и газеты продолжают печататься и выходить. Мы в целом настолько привыкли жить в новой парадигме, что проблемы нам уже кажутся не проблемами, а, можно сказать, повседневной реальностью. – Расскажите о динамике продаж тиражей ваших изданий в этом году. Какие журналы и газеты чувствуют себя на рынке увереннее всего? – Тенденции разнонаправленные. Журналы прикладного характера, с практичными советами и идеями, не вернулись на допандемийный уровень и демонстрируют стагнацию. А журналы с развлекательным контентом, такие как сканворды или чтиво о знаменитостях, показывают вполне приличные результаты. Такие издания, как «Тайны звезд» и «Звезды и советы», как правило, имеют линию продаж, похожую на кардиограмму: все зависит от общей «движухи» шоу-бизнеса. Если происходят какие-то громкие события, как, например, кончина Шатунова, то это сразу толкает продажи вверх и в целом привлекает внимание к прессе. Если лето, когда полное затишье, звезды на отдыхе, никаких скандалов и интриг, ничего не происходит, то очевидно, что продажи снижаются. Сканворды и игровые издания гораздо стабильнее и не так зависят от сезона. Этим летом мы даже наблюдали рост в этих категориях, и это вполне объяснимо с точки зрения банальной психологии: когда вокруг довольно сложная, напряженная общественно-политическая повестка, людям хочется иметь некое окно для расслабления мозга и время для себя. Именно поэтому и растет доля продаж чисто развлекательной прессы. – Полтора года назад вы отмечали, что реклама у вас составляет порядка 15% от доходов, и вы довольно комфортно себя чувствуете в связи с восстановлением уровня продаж копий. Что изменилось после введения санкций? Как приостановка работы в России ряда зарубежных компаний отразилась на ваших рекламных доходах? И какие рекламодатели размещаются у вас сегодня? – Как и у всех игроков рынка, реклама в наших изданиях снизилась, и ее доля в общем доходе «ИМ Медиа» стала еще меньше – порядка 10%. Но при этом, если сравнить ситуацию до пандемии и сейчас, нужно отметить, что у нас очень сильно поменялась структура выручки. Раньше это было много больших международных брендов или крупных российских производителей, сейчас мы получаем больше денег от отечественного среднего бизнеса, который размещается в прессе, так как ему важно «ехать», а не «шашечки». С другой стороны, неправильно будет утверждать, что большие рекламодатели полностью ушли из принта: и фармацевтические компании, и операторы дистанционной торговли, и другие серьезные рекламодатели, которые очень скрупулезно измеряют ROI, продолжают инвестировать в продвижение своих товаров и услуг в наших журналах, так как именно печатные СМИ позволяют достучаться до их целевой аудитории. Однако мы не стоим на месте, и с начала этого года активно развиваем онлайн-направление. Если прибавить к принту еще и выручку от продажи рекламы на сайтах day.ru [ https://day.ru ] и taini-zvezd.ru [ https://www.taini-zvezd.ru ] , то, наверное, доля рекламы у нас будет составлять 15-20% от всех доходов. – Получается, рекламный доход от digital в скором времени может превысить рекламный доход от печати? – Скорее всего, да. Это прогнозные данные, но с большой долей вероятности в ближайшем будущем мы будем зарабатывать сопоставимые суммы в онлайне и в печати. Digital – еще очень молодой бизнес для нашего издательства. В начале прошлого года мы запустили сайт day.ru [ https://day.ru ] , который чувствует себя вполне уверенно, а второй сайт, «Тайны звезд. Астро» [ https://www.taini-zvezd.ru ] стартовал только в середине этого августа. В наше время издателям нужна архитектура 360 градусов, в которой принт гармонично соседствует с цифрой, у нас есть планы на дальнейшее развитие онлайн-ресурсов «ИМ Медиа». – Спустя месяц работы day.ru собирал порядка 25-30 тысяч посетителей в день. Тогда вы говорили: «Мы не ожидаем там миллионной посещаемости, но он довольно рекламоемкий, и мы с уверенностью смотрим в будущее». Насчет рекламы ваши надежды оправдались. А как обстоят дела с посещаемостью? – Я готов похвастаться: в моменте суточная посещаемость достигала более трех миллионов человек. Сейчас мы слегка тюнинговали сайт, поменяли команду, плюс есть определенная турбулентность с «Яндекс.Дзен» и Google Discover, – все это привело к небольшому снижению показателей, но мы уверено занимаем ведущие позиции среди российских СМИ. – Для вас это приятная неожиданность? – Мы ставили амбициозные цели, но были спокойны: это наша первая проба пера, и были проработаны варианты, что делать, если сайт «не взлетит». То, что все случилось с опережением наших планов – конечно, приятная неожиданность. Но все-таки это в первую очередь результат того, что мы тратили очень много сил, энергии и времени. Три миллиона не возникли сами по себе. – Как вы работаете с социальными сетями? На каких платформах наиболее активны? – У нас есть несколько групп в соцсетях, но мы никогда прицельно ими не занимались. Однако буквально прямо сейчас, осенью, мы меняем подход. У нас есть в «Одноклассниках» большие группы журналов «Все для женщины» и «Тайны звезд», там 66 тысяч и 62 тысячи подписчиков соответственно. В сообществах «ВКонтакте» аудитория поскромнее, но тоже десятки тысяч. Все эти показатели достигнуты на энтузиазме редакций, теперь же мы переходим к тому, чтобы социальными сетями занимались специалисты. – То есть соцсети будет вести отдельная команда? – Не совсем так. Те люди, которые сейчас занимаются сайтами, будут работать и с социальными сетями. – Вернемся от цифры к печати. Столкнулись ли типографии, в которых вы печатаетесь, с нехваткой бумаги, красок, комплектующих? Насколько увеличились расходы на печать? И насколько в связи с этим выросли цены на ваши издания? – Насколько я знаю, все типографии столкнулись, так или иначе, с проблемами. Они касаются и бумаги, и красок, и расходных материалов, потому что большинство из них были зарубежные. Частично замены нашлись в Китае и в других странах, которые осуществляют поставки в Россию. В итоге сейчас все работают, все контракты исполняются, так что здесь самые пессимистические прогнозы не оправдались, хотя стоит отметить, что при выходе из строя самих печатных станков заместить их будет крайне проблематично. Все вышесказанное привело к тому, что средняя стоимость печати экземпляра увеличилась как минимум на 20%, и из-за этого все издатели, и мы в том числе, были вынуждены в мае поднять цены на свою продукцию. Кто-то поднял на небольшой процент (5-10%), кому-то пришлось увеличить цены очень серьезно (на 30-40%). – Как ваши читатели отреагировали на увеличение цен? Насколько они оказались лояльны: они продолжили покупать свои любимые издания, или какая-то заметная часть аудитории отказалась от этого? – Хороший вопрос, на который сложно ответить. Большинство издателей, включая нас, подняли цену в мае, то есть в летний сезон, когда традиционно и так наблюдается просадка продаж, а сравнивать с последними пандемийными годами нет никакого смысла. Мы подняли цену минимально, на несколько рублей, и пока не увидели какого-либо серьезного падения. Прессу читает очень лояльная аудитория, которая чувствительна к увеличению стоимости, но на фоне инфляции и подорожания товаров, в том числе и первой необходимости, дополнительные два-три рубля за экземпляр любимого журнала или газеты не повлияли на читательский спрос. – Как изменится (или уже изменилась) стратегия развития ИД «Иванов Монамс Медиа» с учетом новых экономических реалий? – Мы не планируем менять стратегию, потому что у нас есть офлайн-бизнес по продаже прессы, который приносит деньги, и есть digital-направление, которое требует инвестиций. Да, в целом тиражи не так стабильны, как хотелось бы, однако, по последним данным Mediascope, в марте-июле 2022 года аудитория «ИМ Медиа» выросла на 13,4%. Очевидно, это происходит потому, что в тяжелые времена люди выбирают то, чему больше доверяют. Мы продолжим развивать наши онлайн-ресурсы, но они для нас не замена печати. Так что для изменения стратегии просто нет предпосылок. – В декабре прошлого года вы были избраны президентом Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП). Чем вас заинтересовала эта работа? – Последние годы мы находимся в состоянии идеального шторма, разве что переплываем все в новые океаны. Поэтому это был скорее вопрос не интереса, а необходимости. СППИ ГИПП – это серьезная структура, в которую многие люди вложили ум, силы, время, деньги и душу для достижения процветания издательского сообщества. До того, как принять предложение правления стать президентом, я проконсультировался с уважаемыми коллегами из Минцифры России и Департамента СМИ и рекламы города Москвы, и их поддержка предопределила мой выбор. К тому же в тот момент процессы в «ИМ Медиа» были уже достаточно выстроены, что давало мне возможность посвятить себя общественной деятельности. Наверное, я бы мог вместо работы в СППИ ГИПП читать больше книг, заниматься спортом или чаще гулять с собакой, но я решил, что именно сейчас можно многое сдвинуть во благо отрасли, и поэтому оставил рефлексию и эгоизм на потом. – Как оцениваете первые месяцы работы на новой для себя должности? – В январе, заступив в должность, я провел много важных и продуктивных встреч и начал делать дорожную карту развития СППИ ГИПП. Во время консультаций с коллегами рождалось много идей, а профильные министерства и ведомства артикулировали свою поддержку. Все это вызывало одухотворение и уверенность, что сейчас мы начнем переворачивать мир… С началом специальной военной операции все эти мысли и идеи были отодвинуты на второй план, потому что первостепенным стало уже даже не столько защита интересов отрасли, а просто выживание в текущих условиях и получение каких-то преференций для печатной индустрии. С начала марта до середины июня мы трудились в режиме нон-стоп, 24/7, и я с гордостью могу сказать, что вся команда СППИ ГИПП и неравнодушные коллеги, которые нам помогали, очень много работали, написали огромное количество писем и обоснований, почему нам нужно то или иное, – мы довольно многого добились. Одним из значимых достижений стала заморозка цен на бумагу. Мы одержали ряд побед в вопросах, касающихся сохранения розничных киосковых сетей в регионах, а также совместно с АКОРТ эффективно решали вопросы по распространению в супермаркетах. СППИ ГИПП проводит много мероприятий, в том числе конкурс «Волшебное слово» и форум Publishing Expo, на которые мы стараемся приглашать самых востребованных экспертов и участников. Перечислять активности и достижения можно довольно долго, но самое главное, что мы открыты для всех наших членов по любым вопросам в это непростое время и прикладываем все силы, чтобы помочь каждому. И, конечно, очень важно, что за последние месяцы удалось решить задачу, которой не было в дорожной карте, но которая является базисом нашего дальнейшего существования: мы все – издатели, дистрибьюторы, полиграфисты – смогли, как мне кажется, наконец-то объединиться и начать двигаться в одном направлении. – Если бы вы знали, каким окажется 2022 год, вы бы согласились возглавить СППИ ГИПП? – Если честно, я часто задаю себе этот вопрос. И я отвечаю на него утвердительно. Да, я бы все равно стал бы этим заниматься. Может быть те рутинные и неотложные задачи, которые стоят перед нами сейчас, не всегда настолько интересны, как мне бы хотелось, но у нас получается их довольно эффективно решать. А когда есть результат, всегда приятно. – Вы упомянули о решенных проблемах, связанных с киосками в регионах. А какова, на ваш взгляд, ситуация на московском рынке распространения печатных СМИ? – Ситуация контролируемая. Насколько я знаю, Департамент СМИ и рекламы города Москвы очень много делает для сохранения киосковой розницы и для свободного доступа к прессе в столице. С дистрибьюторами идет конструктивное общение, а на уровне города были приняты меры по смягчению условий их работы, в том числе после введения санкций. С другой стороны, Москва – динамично развивающийся город, и довольно странно видеть пустые и неработающие киоски, потому что дистрибьюторы по тем или иным причинам в них не работают. Здесь действительно важен текущий диалог между КП «Мосгорпечать» и распространителями, чтобы таких киосков было как можно меньше. – Какие первоочеред­ные задачи стоят перед СППИ ГИПП сейчас? – Если говорить о стратегическом и немного философском направлении развития, то, возможно, пришло время переосмыслить СППИ ГИПП. Мы уже давно не только печатная пресса, мы – производители и дистрибьюторы контента на всех доступных площадках. Это требует и соответствующего подхода, и соответствующего позиционирования. Это ни в коем случае не означает, что надо «задвинуть» печатные СМИ и провозгласить всеобщую диджитализацию: подавляющее большинство игроков рынка получало и будет получать бо́льшую часть выручки от офлайн-СМИ. Идея лишь в том, чтобы перестать противопоставлять принт и digital. Если же говорить о тактических задачах, то сейчас крайне важно обеспечить условия для нормального функционирования всех участников отрасли: и полиграфистов, и дистрибьюторов, и издателей. Наша задача – получить необходимые и жизненно важные преференции, чтобы вся товаропроводящая цепочка от редакции до киоска работала в штатном режиме. – Еще в феврале вы озвучили, что СППИ ГИПП должен возродить в себе образовательную функцию и быть площадкой по обмену опытом как среди российских издателей, так и в международном масштабе. Эта задача остается актуальной? – Однозначно! В середине августа мы вернулись к этому вопросу и провели несколько консультаций с членами правления СППИ ГИПП на предмет того, кому было бы интересно взять это направление работы под свое крыло, поскольку в одиночку такие задачи решить невозможно. Несколько коллег проявили инициативу, и я уверен, что мы перейдем к реализации идей в следующем году. О глобальном международном масштабе теперь говорить не так просто, но есть рынки дружественных государств, где все хорошо и с печатной прессой, и с издательским делом в целом. Образовательная функция для Союза очень важна, так как этот фактор, помимо всего, может привлекать новых членов в СППИ ГИПП, делая нас сильнее и двигая все сообщество вперед. Александр Никитушин Фото: Александр Иоффе Материал опубликован в октябрьском номере [ https://gipp.ru/news/zhurnal-wan-ifra-gipp/gipp-wan-ifra-10-2022/ ]  журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine» Все материалы свежего номера читайте здесь [ https://viewer.joomag.com/mag/0866397001665494707 ]  (скачать pdf [ https://gipp.ru/upload/iblock/a35/a35fbeeb3f9b37408aadf5815d6c65b9.pdf ] )