Алексей Иванов: Позитивные тенденции

Источник: СППИ ГИПП

Алексей Иванов: Позитивные тенденции

XVIII форум «Издательский бизнес / Publishing Expo. Перезагрузка», организованный Союзом предприятий печатной индустрии (ГИПП) при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, прошел в Москве 14 и 15 ноября. Деловую программу открыл президент СППИ ГИПП, генеральный директор ИД «ИМ Медиа» Алексей Иванов, который рассказал о состоянии отрасли и наиболее острых проблемах российской периодической печати. «Хорошая и довольно парадоксальная новость: до и во время пандемии мы наблюдали снижение аудитории, в соответствии с исследованиями Mediascope, но текущий год эту тенденцию изменил. Если мы берем масс-маркет журналы, общественно-политические газеты, то аудитория этих изданий выросла, причем выросла она за последние две волны. Что удивляет и радует и наших рекламодателей, и нас, издателей. С другой стороны, тиражи, будем реалистами, у нас не растут: они либо стабильны, либо падают. Это значит, что больше людей читает один номер. Наблюдается очень интересная тенденция, связанная со специальной военной операцией: за последний год доверие к Telegram-каналам и мессенджерам сильно упало. Понятно, что там потребляется информация в огромных объемах, но при этом степень доверия к центральной и региональной прессе очень повысилась. Здесь нет никаких секретов и тайн: мы видели, насколько вся эта фейковая история в Telegram и социальных сетях была неконтролируемая. И, естественно, люди стали обращаться к проверенной информации, к печатным СМИ, потому что испокон веков было: то, что напечатано на бумаге – это то, чему можно доверять. И я думаю, что эта тенденция будет продолжаться и, возможно, усиливаться. Также, если сравнивать по полугодиям (поскольку у нас нет еще окончательной картинки по 2022 году), по данным Ipsos, среднее время на чтение газет и журналов увеличилось. При том что длительность просмотра ТВ, слушания радио и нахождения в интернете, наоборот, сокращается. Для нас как для индустрии это приятная новость. Несмотря на то, что это не несет каких-то принципиальных изменений для издателей, по формальным показателям мы как отрасль показываем позитивную динамику, в том числе и по времени контакта с нашими медиа. Что касается рекламы, ситуация крайне неоднозначная. Потому что СППИ ГИПП сам проводит измерения с нашими членами и не членами в том числе. Картинка чудовищная: -42% по рекламе в прессе. Mediascope этот показатель оценивает в -7%. Я думаю, что, конечно же, зависит от медиа, от издательского дома. Но, к сожалению, наверное, даже наша цифра немного оптимистичная. Я думаю, у нас где-то -50% провал по рекламе. Понятно, что в этих цифрах находятся издательские дома, которые выпускали глянец. Ну и, конечно же, масс-маркет в том числе просел. Наверное, общественно-политические газеты просели чуть меньше, или даже, насколько я слышал, у некоторых есть рост. Но, конечно же, индустрия очень сильно пострадала, и заместить это пока что не получилось. В распространении динамика абсолютно понятная. У нас уменьшается количество точек и, соответственно, снижаются продажи. По нашим прогнозам, до 2025 года вряд ли может произойти что-то удивительное, поэтому будем продолжать снижаться. Надеюсь, что это будет не тонущий Титаник, а мы выйдем на некое плато и будем снижать тиражи не с такой скоростью, как они снижались в пандемию и в начале этого года. Из плюсов для издателей и из минусов для читателей – издатели догоняют деньгами, то есть повышением цен на продукцию. Это как-то компенсирует выпадающие доходы дистрибуции, но, конечно же, сразу же получается замкнутый круг, который влияет на покупательную способность, на читательский спрос, и вряд ли мы из этого колеса, как та белка, куда-то денемся. Но, надеюсь, что внешние экономические факторы (я имею в виду внешние для издательских домов) будут позволять не поднимать цены так радикально, как было в этом году, потому что в этом году все издатели подняли в мае-июне от 10% и по некоторым изданиям до 50%. Что касается точек продаж, мы приблизительно оцениваем их как 70 000 по стране. Это 14 300 киосков, их количество уменьшается. СППИ ГИПП с этим борется: пишем в регионы, в администрации, в каких-то сложных кейсах нам помогает Минцифры. И в этом году во всех случаях, которые касались сокращения киосков, когда где-то что-то полыхало, у нас либо получалось решить проблему, либо как минимум ее заморозить, что для нас по большому счету одно и то же. Кроме того, у нас 20 000 супермаркетов, хотя их количество – тоже очень подвижная история, потому что где-то в регионах появляются супермаркеты, которые завозят прессу, в то же время есть целые регионы, где пресса убирается со стоек. И у нас есть огромный базис – Почта России с 38 000 отделениями. Но там тоже есть свои проблемы, мы работаем с этим. Подписка – это очень значимая часть издательской деятельности. Для кого-то это вообще единственный путь получения доходов. Есть газеты и журналы, которые распространяются только по подписке. И здесь роль Почты России огромна. Как-то так незаметно вышло, что многие издатели, особенно в этом году, стали активно распространяться на маркетплейсах. Еще несколько лет это назад вызывало улыбку, но те, кто туда зашли еще в прошлом году, и мой издательский дом в том числе, были абсолютно шокированы, какие объемы можно прокачивать через маркетплейсы. Понятно, что это несопоставимые цифры с розничными продажами, киосками или супермаркетами, но это, тем не менее, серьезные многомиллионные обороты. Поэтому надо развивать это направление». Фото: Александр Иоффе Материал опубликован в ноябрьском номере [ https://gipp.ru/news/zhurnal-wan-ifra-gipp/gipp-wan-ifra-11-2022/ ]  журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine» Все материалы свежего номера читайте здесь [ https://viewer.joomag.com/mag/0886513001669130939 ]  (скачать pdf [ https://gipp.ru/upload/iblock/604/60452a1d4fe1273fea9ea70975c0f69e.pdf ] )