Елена Усачёва: «Писатель рождается только из читателя»

Источник: Классный журнал

Елена Усачёва: «Писатель рождается только из читателя»

Недавно из «Артека», где проходил финал конкурса «Живая классика» [ https://www.classmag.ru/news/20101637 ] , вернулась Елена Усачёва — детский писатель, специализирующийся на страшилках и романтических историях. Её книги наполнены интересными сюжетами, яркими персонажами, написаны увлекательным простым языком. В скором времени выходят две книги — сказки «Принцесса с ветром в волосах» издательства «Антология» и «Мы станем звёздами». Истории, представленные в них, не оставят равнодушными ни маленьких, ни взрослых. В интервью корреспонденту «Классного журнала» Ангелине Панасян Елена Усачёва рассказала о своём творческом пути, о том, как она находит вдохновение и как создает свои произведения, поделалась впечатлениями от поездки на Крымский полуостров и о конкурсе детских СМИ «Волшебное слово», в котором является членом жюри вот уже несколько лет подряд (конкурс проводит Союз предприятий периодической печати при поддержке Минцифры России).  [ /upload/images/content-img(102).jpeg ] С юными читателями в «Артеке» — Расскажите, пожалуйста, как начался ваш творческий путь? Когда вы осознали, что хотите стать писателем? — Я уверена, что всё в нашей жизни происходит по каким-то закономерностям. Если эту закономерность поймать, как рыбка ловит течение, и двигаться по этому течению, не противясь той самой судьбе, тогда у тебя всё получится. Я не собиралась быть писателем никогда. Я совершенно простой человек. Жила, училась, была благополучной троечницей, плохо писала сочинения. В университет пришла преподавательница по детской литературе, знаменитый сейчас исследователь по детской литературе Ирина Николаевна Арзамасцева, автор учебника по детской литературе, и сказала: «Вы все здесь пишете игровые методички для учеников начальных классов, все знаете возрастную психологию, напишите сценарий для передачи «Спокойные ночи, малыши». Она сказала это всему курсу, но только два человека написали — я и ещё одна девчонка. Написали, пришли в Останкино. Там я увидела людей, которых мы видим в телевизоре, но тогда пришло понимание, что это такие же люди, как и ты. Когда приходит это понимание, начинаешь многое себе разрешать — например, написать текст и показать его кому-то, прийти с ним в издательство. Так это и началось. А потом я два года отработала сценаристом передачи «Спокойной ночи, малыши», оттуда из педуниверситета поступила в литературный институт. И пошла работать в газету «Пионерская правда». Там познакомилась с писателями и снова получила подтверждение тому, что они простые люди. Я увидела, что «Эксмо» печатает страшилки, а я знаю страх, из чего он рождается, потому что в детстве всего боялась. Я сейчас понимаю, что это исходит из того, что у меня была бурная фантазия. Помимо того, что такое страх, я знала, что любой недостаток, психологический или физический, делает тебя одиноким. Это очень важно, когда ты говоришь с подростком, потому что подростки — самые одинокие люди. Им нужны собеседники, и таким собеседником может быть книга. Так я написала страшилку для сборника и её взяли в издательство. Называлась она «Хозяйка старого кладбища». К моему большому удивлению, первая книга, которую я написала для издательства «Эксмо», им очень понравилась, они захотели, чтобы я дальше писала в эту серию. Я написала довольно много книг в серию «Страшилки», это была серийная книга, поэтому она продавалась хорошо. Ребятам очень нравится читать страшилки, тем более это были нулевые годы, страшилок было не так много, особенно отечественных. И потом, через несколько лет, я начала писать книги в сериях «Школьные истории», там были такие книги, как «Не время для шуток», «Лекарство от иллюзий», «Закон популярности». Эта серия переиздавалась три или четыре раза, и вот она мне очень и очень нравится. [ /upload/images/content-img(101).jpeg ] Творческая встреча во Всероссийской детском центре ВДЦ «Океан», Владивосток — А сколько вы написали книг на сегодняшний день? — Мне уже сложно точно сказать, думаю, что около ста. Нужно будет как-нибудь провести инвентаризацию. — Издатели стараются не выпускать книги, которые могут по-настоящему напугать ребёнка, но в страшилке это главное. Как вы находите ту самую безобидную грань, которую издатели считают приемлемыми? А может быть, были примеры, когда вам приходилось немного смягчить сюжет? Как именно вы это сделали? — Издатели не боятся напугать читателя, потому что под всех читателей невозможно подстроиться. Есть жанр — хоррор, мистика, то, что у нас называют страшилки или ужастики. Этот жанр сам по себе подразумевает, что мы создаём обстоятельства, в которых герой попадает в сложную ситуацию, способную угрожать ему. И уже от читателя зависит то, как глубоко он поймёт эту ситуацию и переложит на себя. Главная задача — не напугать читателя, а показать, что через страх и его преодоление ребёнок развивается, учится видеть свои ошибки, учится справляться с трудностями и идти вперёд, то есть не впадать в панику, не сразу бежать за помощью, а пытаться самостоятельно решить проблему, потому что в жизни таких проблем у него будет огромное количество. Главное — в детстве научиться вместе с литературными героями не сдаваться, а уверенно идти вперёд. В журналах стоят более сильные ограничения, потому что от мнения родителей зависит тираж. В книгах такого нет. Книги чаще читают дети, а они с удовольствием принимают всё, если их захватил сюжет. И вот тут главное сюжет – не может быть «кровь ради крови». Если кровь льётся, то ради чего-то. В детской книге мы всегда находимся в зоне абсолютов добра и зла, справедливости, то есть основных заповедей. И если ты пишешь детскую книгу – ты в этом поле и остаёшься, то есть всё замотивировано и ведёт к победе добра. Хотя я вот тут написала короткую страшилку для журнала – попросили. Журнал сказал: «Ой, что-то страшно, нам нельзя, родители заругают». Я пожала плечами и отдала в другое издание. Там напечатали. Так что это всё вопрос даже не границ, а внутренних запретов самих издательств. И к писателям это не имеет никакого отношения. А в издательствах меня ни разу не просили взять тряпку и подтереть лишнюю лужу крови. — Также остро стоит вопрос о продвижении литературы и чтения в целом. Можете поделиться своими мыслями и предложениями на эту тему? Какие преимущества имеет чтение для личности и общества, и как это может быть использовано в качестве аргумента для продвижения чтения? — Я считаю, что чтение является одним из наиболее важных и полезных занятий для детей и взрослых. Все хотят самореализоваться, найти себя, жить счастливо. Но, к сожалению, все — заложники места, где живут. Ценность книжки в том, что герои там совершенно разные, они разрешают себе быть кем угодно. Любая книжка не стремится к компромиссу жизни, она стремится к решению проблем. Книжка учит нас не уходить от проблем, а понимать, что эту проблему нужно решать. На самом деле дети сейчас очень заинтересованы в чтении, и я бы не сказала, что с этим есть проблемы. За последнее время всё больше подростков начинают читать книжки, потом они вырастают и продолжают читать, и их дети будут также читать. [ /upload/images/content-img(46).png ] — Вот уже не первый год вы входите в жюри конкурса детских СМИ «Волшебное слово» [ https://www.classmag.ru/news/20101596 ] , который проводит Союз предприятий печатной индустрии [ http://gipp.ru/ ]  при поддержке Минцифры России. Чем для вас является этот конкурс? — В первую очередь — это встреча с друзьями. Я ведь начинала как корреспондент «Пионерской правды», сейчас сотрудничаю с «Мурзилкой», так что детская пресса для меня — что-то родное и близкое. Я очень обрадовалась, когда меня позвали в жюри. Детские издания — это работа по-настоящему влюблённых в своё дело людей, понимающих, как важно поддерживать прессу для детей, которая является мостиком к чтению книг. В изданиях всегда приятно встречать имена знакомых писателей, друзей, приятно, что ими интересуются, их знают по всей стране. Выбирая лучшие издания, мы обозначаем их для юных читателей, их родителей, библиотек и педагогов.  [ /upload/images/content-img(47).png ] Выступление в областной детской библиотеке им. Мавриной в Нижнем Новгороде — Расскажите подробнее о вашей недавней поездке в «Артек»? Чем она отличалась от других встреч с юными читателями? Чем запомнилась? — С «Артеком» у меня связана давняя история: я приезжала в «Артек» ещё в начале 2000-ых, когда была журналистом, и здесь проходил прекрасный кинофестиваль детского кино. С тех пор я очень полюбила этот берег Крыма. В этот раз я приехала в «Артек» вместе с конкурсом «Живая классика» — это конкурс юных чтецов: ребята читают прозаические произведения со сцены. Участники «Живой классики» приехали на целую смену в «Артек». Ребята участвовали в отборочных турах, в полуфинале и финале. Потом победители финала приедут в Москву на Книжный фестиваль «Красная площадь» участвовать в суперфинале, который состоится 3 июня. Я вела курс литературного мастерства с четырнадцатилетними ребятами и получала от этого огромное удовольствие. Потому что здесь ребята, в отличие от других встреч, куда они просто приходят послушать, были очень мотивированы: они читают книжки, интересуются современной литературой и хотят получить новый опыт. И как раз этот новый опыт они приобретают в общении со мной, с актёрами, которые ведут блогинг и актёрское мастерство. — Какие советы начинающим писателям вы можете дать? — Для всех начинающих писателей есть основные советы, и если вы их не выполняете, то из вас не получится писатель. Первый главный совет — «писатель рождается только из читателя». Вы, сегодняшняя молодёжь, настолько уверены в себе, и это прекрасно, но вы не видите на чьих плечах вы стоите, от этого начинаете изобретать велосипед, а в литературе так не работает. Идея и понимание того, что ты хочешь, рождает читателя. Начитываете, находите себя, находите свою тему, находите героев, и оно начинает рождаться само по себе. Второе, «пишите только о том, что вы знаете». Вы в начале не сможете правдоподобно описать то, чего не знаете, но у вас есть собственный опыт — ценнейшая вещь в вашей жизни. Третий совет — «пишите коротко», не замахивайтесь на роман. Первая вещь обязательно должна быть рассказом. Так вы научите сами себя завершать — любая вещь должна быть завершённой. Полностью интервью Елены Усачёвой, опубликованное в «Классном журнале», можно прочитать по ссылке [ https://www.classmag.ru/news/20101651 ] .