WAN-IFRA: осторожный оптимизм

Источник: 

СППИ ГИПП
WAN-IFRA: осторожный оптимизм

Изображение: WAN-IFRA

Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкивается индустрия новостных СМИ, более половины руководителей медиа, опрошенных в ходе ежегодного исследования WAN-IFRA, заявили, что они оптимистично оценивают бизнес-перспективы своих компаний в обозримом будущем.

В опросе World Press Trends Outlook 2023, который проводился с июля по сентябрь 2023 года, приняли участие 175 человек из 60 стран. Треть респондентов на момент опроса являлись руководителями высшего звена (генеральные директора, издатели или управляющие директора), остальные – главными редакторами, коммерческими директорами или другими топ-менеджерами.

Это всестороннее исследование направлено на то, чтобы оценить, как развивается деловая активность издателей в текущем году и как она будет развиваться в ближайшие месяцы. Оно также поднимает наиболее острые темы для издателей: стратегии получения доходов, инвестиции, приоритетные области, затраты и, естественно, их отношение к новым технологиям, таким как искусственный интеллект.

«Многие из тех проблем, с которыми издатели сталкивались в прошлом году (инфляция, рост цен на электроэнергию, экономические и геополитические проблемы), все еще остаются в силе, – говорит Дин Роупер, директор отдела аналитики WAN-IFRA. – Но, в отличие от прошлого года, издатели более оптимистично настроены в отношении своего ближайшего будущего. В то же время многие издатели такие настроения не разделяют. И опрос был закрыт всего за несколько недель до событий в Израиле и секторе Газа. Так что уместнее всего говорить об осторожном оптимизме».

Основные выводы, которые можно сделать из первоначальных результатов исследования, таковы:

Настроение в отрасли на подъеме. Несмотря на сложную ситуацию в индустрии, 55% респондентов опроса заявили, что они с оптимизмом смотрят на следующие 12 месяцев, в то время как 45% были пессимистичны в отношении 2024 года. При этом год назад все было наоборот: 55% говорили, что они настроены пессимистично в отношении предстоящего года, а 45% – оптимистично.

Заглядывая дальше в будущее, можно отметить, что уровень оптимизма среди респондентов несколько повышается. 58% заявили, что они положительно оценивают перспективы своей компании на ближайшие три года. При этом 9,5% и 8,5% сказали, что они «очень оптимистичны» в отношении следующего года и следующих трех лет соответственно.

Бумага прочно удерживает свои позиции. Хотя многие компании добились значительного прогресса в проведении цифровой трансформации, печатные СМИ остаются опорой бизнеса для многих из них. Судя по результатам опроса, доходы от печати по-прежнему составляют более половины от общего объема доходов (57%). На самом деле эта цифра немного увеличилась по сравнению с прошлым годом, когда респонденты заявляли, что 53,5% их доходов приходится на печатную деятельность. Причины такого роста могут быть связаны с повышением цен на подписку на печатную продукцию, с более сложными стратегиями ценообразования, а также с проблемами, с которыми столкнулись некоторые издатели в сфере получения доходов от цифровых продуктов и цифровой рекламы.

Внедрение искусственного интеллекта происходит быстрее, чем разработка руководств по его применению. 46% опрошенных издателей заявили, что они работают с генеративным ИИ. С другой стороны, только 28% респондентов отметили, что у них есть четкие рамки для использования искусственного интеллекта. Это наводит на мысль о том, что, как правило, инструменты ИИ внедряются неструктурированным образом. Возможно, это происходит по инициативе отдельных журналистов или небольших команд, а не на основе стратегических планов компании.

Издатели инвестируют в свои продукты, чтобы увеличить доходы от чтения. Поскольку издатели продолжают корректировать свои бизнес-модели, доход от чтения, в отличие от рекламы, стал ключевой стратегией для СМИ во многих странах мира. Поэтому неудивительно, что, согласно опросу, получение доходов от чтения, развитие имеющихся и создание новых продуктов, а также дополнительные источники дохода – ключевые области для инвестирования.

Искусственный интеллект и данные – приоритетные направления для инвестирования в области высоких технологий. Если говорить об инвестициях в сфере инноваций и технологий, нет ничего удивительного, что издатели повышенное внимание уделяют ИИ и работе с данными. Но они также вкладывают значительные средства в свои мультимедийные проекты: в развитие видео и подкастов.

Теему Хенрикссон, научный редактор WAN-IFRA

Материал опубликован в ноябрьском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine» 

Все материалы свежего номера читайте здесь (скачать pdf)