Euler Hermes: бумажные сюрпризы

Источник: СППИ ГИПП

Euler Hermes: бумажные сюрпризы

В 2022 году в мире будет произведено 416 млн тонн бумаги, однако этот объем все еще на 4 млн тонн меньше рекордных показателей 2018 года. Об этом говорится в исследовании [ https://www.eulerhermes.com/en_global/news-insights/economic-insights/wrapping-up-how-paper-and-board-are-back-on-track.html ] международной страховой компании Euler Hermes, опубликованном в ноябре. В отчете отмечается, что динамика производства бумаги и картона обычно ниже темпов роста глобального ВВП. «Эта отрасль смогла пережить спад 2020 года в основном благодаря увеличению спроса со стороны электронной коммерции, но скорость ее последующего восстановления отстает от темпов роста мировой экономики. Однако хорошая новость состоит в том, что в 2022 году траектория роста должна нормализоваться», – пишут авторы доклада. Производство бумаги и картона в мире с 2015 года остается примерно на уровне 415 млн тонн в год. Падение мирового производства бумаги на 1,8% в 2019 году и на 2,3% в 2020 году явилось результатом остановок производства и локдаунов, сначала в Китае, а затем и во всем мире, в ответ на вспышку COVID-19. По оценкам экспертов Euler Hermes, в 2021 году мировое производство бумаги и картона выросло на 1,4% по сравнению с 2020 годом и составило 408,6 млн тонн. Согласно приведенным данным, с 2018 по 2020 год больше всего упали объемы производства в Европе (-7 млн тонн), в Азии (-5 млн тонн) и в Северной Америке (-3 млн тонн). Сделанные Euler Hermes оценки прироста объемов производства бумаги и картона в 2022 году по сравнению с 2020 годом показывают, что победителем здесь станет азиатский регион: производство там вырастет на 7 миллионов тонн в 2022 году по сравнению с 2020 годом, и тем самым будет ликвидирован спад производства. «Более того, азиатский регион опередит Северную Америку, где производство вырастет на 3 млн тонн, – прогнозируется в отчете. – Европа может отстать, поскольку производство там вырастет лишь примерно на 40% по сравнению с тем объемом, который был потерян во время пандемии». Время картона Кризис, вызванный пандемией COVID-19, усилил разнонаправленные тенденции развития отдельных сегментов отрасли, подчеркивается в докладе: «В то время как доля бумаги санитарно-гигиенического назначения на рынке бумажной продукции оставалась стабильной (16% по объему производства с 2015 по 2019 год), доля всех видов картона (то есть гофрированного картона и качественного картона) увеличилась с 53% в 2015 году до 57% в 2019 году на фоне роста спроса на упаковку для удовлетворения растущего числа онлайн-заказов. С другой стороны, доля всех видов писчей бумаги и бумаги для печати (включая газетную бумагу) на мировом рынке снизилась с 31% в 2015 году до 26% в 2019 году». Авторы исследования делают вывод, что повсеместный переход к удаленной работе и онлайн-обучению усилил существующую тенденцию к сокращению выпуска бумаги для печати и писчей бумаги, и отмечают, что с 2015 по 2019 год доля картона на рынке увеличилась на 4 процентных пункта, а за два года пандемии – еще на 5 п. п. Эксперты Euler Hermes ожидают, что эта тенденция сохранится и в 2022 году, и доля картона на рынке увеличится еще на 1 п. п. и достигнет 63%. Для сравнения: доля салфеток и бумаги гигиенического назначения составит 17%, а бумаги для печати и писчей бумаги – 20%. Дорогая целлюлоза Хотя продажи картона и выросли на 5% в 2021 году по сравнению с 2020 годом, сектор не может поспевать за ростом (европейских) цен на целлюлозу, которые в прошлом году увеличились в 1,5 раза. В этом убеждены эксперты Euler Hermes. Они считают идущий с начала 2021 года рост цен на целлюлозу самым большим риском для всей бумажной промышленности. В конце сентября цена на целлюлозу в Европе выросла на 53% (по отношению к сентябрю 2020 года), а в Азии – на 47%. «У компаний из сегмента, расположенного в начале производственно-технологической цепочки бумажной отрасли (производители целлюлозы), увеличиваются издержки из-за роста цен на древесину, – поясняют авторы доклада. – Эти компании могут переводить растущие издержки в повышение своих отпускных цен. Однако компании из сегмента, расположенного в конце производственно-технологической цепочки бумажной отрасли (например, производители офсетной бумаги), сильно пострадали из-за скачка цен на целлюлозу. Компании, расположенные в начале и в конце производственно-технологической цепочки бумажной отрасли, сильно различаются по рентабельности. Хорошая новость заключается в том, что средняя операционная маржа всех этих компаний в целом увеличивался с начала прошлого десятилетия. Но при этом у компаний, расположенных в конце производственно-технологической цепочки бумажной отрасли, технологический процесс создает более значительную добавленную стоимость, и поэтому эти компании обычно несколько более прибыльны, чем компании в начале цепочки. Тем не менее, они изо всех сил стремятся обеспечить необходимый уровень своей маржи, когда цены на целлюлозу внезапно увеличиваются, как это наблюдалось в последний раз в 2018 году». В отчете подчеркивается, что производители писчей бумаги и бумаги для печати (в том числе офсетной и газетной) – наиболее уязвимы, потому что предприятия в этом сегменте вряд ли могут переложить рост стоимости целлюлозы на плечи своих клиентов в условиях падающего спроса. Предприятия по производству санитарно-гигиенической бумаги также сталкиваются с серьезными трудностями, поскольку у их клиентов очень сильные позиции, позволяющие диктовать поставщикам свои условия. В особенности это касается клиентов из числа ритейлеров, торгующих продукцией массового спроса. Авторы доклада вынуждены констатировать, что в результате в 2021 году операционная маржа снизилась примерно на 7 млрд долларов (или на 3 процентных пункта) у компаний, расположенных в конце производственно-технологической цепочки бумажной отрасли, особенно у тех из них, которые специализируются на производстве бумаги для печати и писчей бумаги. Однако эксперты Euler Hermes полагают, что в 2022 году картина должна улучшиться, поскольку цены на целлюлозу и древесину, вероятно, снизятся. Александр Никитушин Иллюстрация: Euler Hermes [ https://www.eulerhermes.com/en_global.html ] Материал опубликован в февральском номере [ https://gipp.ru/news/zhurnal-wan-ifra-gipp/gipp-wan-ifra-02-2022/ ]  журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine» Все материалы свежего номера читайте здесь [ https://view.joomag.com/mag/0662391001645447418 ]