Цифровая лотерея: новые варианты и термины
16.07.2024
Источник:
PrintDaily.ruЗа последние годы цифровая печать для целого ряда российских типографий стала серьезным бизнесом. Количественно оценить его довольно сложно, но примерно в России до недавнего времени эксплуатировалось около 3,5-4 тыс. цифровых печатных машин разного класса. И в совокупности они производили продукции на 500-700 млн долларов. Вполне приличный объем. Но в силу известных причин поставки машин в Россию прекращены. Все основные игроки, поставлявшие раньше в нашу страну цифровые печатные машины, здесь больше не работают. Кто-то из поставщиков ушел в жесткой форме, бросив всех своих клиентов, кто-то в более мягкой — оставив часть офиса и в каком-то виде поддерживающих работу типографий. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Но бизнес цифровой печати в России остановить не удалось. Он жив, работает и имеет желание развиваться.
Но вот с развитием бизнеса есть определенные вопросы. Существенная часть цифрового печатного бизнеса строилось на электрографическом цифровом печатном оборудовании. Эта технология проста, понятна, ее относительно легко освоить, и она хорошо подходит для полиграфического стартапа. Но при этом и большой полиграфический бизнес вполне возможен с таким оборудованием. Как правило, развитие бизнеса связано с повышением класса используемых цифровых машин и с увеличением их количества. Увеличивать количество машин в современных условиях сложно. Конечно, появились компании, которые готовы привезти машины, используя параллельный импорт, но такая покупка обойдется заметно дороже. И, скорее всего, целый ряд относительно небольших типографий вряд ли смогут себе это позволить.
В связи с этим возникает вопрос: а нельзя ли приобрести бывшие в употреблении цифровые машины? С офсетными машинами в последние два года именно так и поступают. Можно ли неплохо сэкономить, приобретая подержанные цифровые машины? Этот вопрос имеет смысл рассмотреть отдельно, тем более, что на нашем рынке появились компании, готовые поставить цифровые печатные машины из-за рубежа, преимущественно из Китая. Но сначала рассмотрим несколько особенностей цифровой печатной техники.
Особенности цифровой техники
Офсетные машины современных производителей проектируются с учетом долговременного использования. Машины 15-20-летнего возраста можно вполне успешно эксплуатировать, не говоря уже о более «молодых». Цифровые печатные машины производители разрабатывают с учетом регулярной замены на новые. У разных производителей срок «жизни» техники разный, но обычно в районе 5-8 лет. Потом предполагается, что машина утилизируется и заказчик приобретает новую.
- В цифровых машинах много узлов и деталей делается из легких материалов, например полимеров, которые изначально не предполагают длительного использования. При работе на покликовом контракте эти узлы поставщик меняет по определенному графику, поддерживая работоспособность машины.
- Для цифровых машин часто выпускаются расходные материалы и запасные части неоригинального происхождения. Их производят сторонние фирмы, продающие свои изделия существенно ниже оригинальной цены. Вопросы качества этих изделий на совести их изготовителя. Они очень разные: от более-менее работоспособных и надежных, до полного барахла, которое не только не работает, но может еще и реально испортить другие узлы машины.
- В отличие от офсетной печатной техники, которая изначально предполагает использование расходных материалов разных производителей, цифровая печатная техника предполагает работу с оригинальными расходными материалами, которые производит сам изготовитель печатной техники, а работоспособность с другими материалами не гарантируется и не приветствуется.
Сложности
В этой связи к приобретению цифровой печатной техники бывшей в употреблении большие вопросы. Купить бывшую в употреблении цифровую машину за границей несложно. Например, в том же Китае на полиграфической выставке можно найти десяток компаний, предлагающих б/у цифровое печатное оборудование, причем самых разных производителей. Этому способствует интересная политика всех государственных и крупных частных китайских компаний: есть график смены печатной техники. У разных компаний он разный, но по истечении трех (четырех, пяти и т.д.) лет, техника подлежит замене на новую вне зависимости от ее состояния. А старую списанную технику возвращают поставщику или продают на сторону за недорого. Поставщики, в свою очередь, получив машину по трейд-ину могут ее восстановить и продавать от себя как «восстановленную», либо продавать «как есть» перекупщикам. Примерно так же обстоит и в других странах, но поставки в Россию сейчас возможны в основном из Китая (там ее много) и некоторых других стран.
Так что приобретая б/у цифровую печатную машину следует понимать, что эти машины могут быть в самом разном состоянии. И проблема усугубляется тем, что, как правило, поставки таких машин идут «вслепую». Далеко не все компании-поставщики готовы привозить машину за свой счет на склад и потом продавать. Такую машину можно хотя бы посмотреть перед приобретением, что упрощает выбор. Но большинство везут машины под заказ, сами не зная, что в итоге приобрели. Итак, какие варианты в принципе возможны:
Варианты машин
- На складе в Китае «как есть». Скорее всего, эта машина, выкупленная недорого у компании, сменившей оборудование на новое. Здесь лотерея: может оказаться машина в хорошем состоянии с малым пробегом и с хорошим уходом — и это будет хорошее приобретение. Но, может, и наоборот, (к сожалению, чаще). Машины в хорошем состоянии китайские перекупщики отлавливают сами и продают отдельно.
- На складе в Китае, восстановленная. Этот вариант должен быть более надежным, но бывает очень разным. Есть вполне добросовестные китайские компании, имеющие собственный сервисный центр, восстанавливающие машины с использованием оригинальных запасных частей и расходных материалов. И было бы неплохое приобретение. У компании-производителя обычно есть специальная программа восстановления машин, и если сервисный центр следует этой программе, то очень хорошо. Есть вариант попроще, но тоже не самый плохой, когда машину восстанавливают с использованием проверенных и протестированных «совместимых» запасных частей. И есть «гаражные» сервисные центры, которые «восстанавливают» машину до состояния «лишь бы включилась» при проверке. Такого «восстановления» лучше избегать. Не очень понятно, как эти «восстановления» отличить. Этим, по идее, должен заниматься российский поставщик, который выбирает себе продавца соответствующего уровня. Приобретать «восстановленную» машину из Китая напрямую довольно рискованно.
- Официально восстановленная. Машины восстанавливают официальные дистрибуторы и официальные сервисные центры. В этом случае восстановление будет полноценным, и покупать такую машину можно смело. Но сейчас всем официальным сервисным центрам всех основных производителей цифровой печатной техники продавать машины в Россию запрещено. Возможно, кто-то запрет обойдет. Тогда получится машина в очень хорошем состоянии, проработающая успешно не один год.
- На складе в России, восстановленная. Здесь тоже могут быть варианты: восстанавливать может как китайский сервисный центр (любого типа), так российский, в том числе бывший официальный сервис производителя. Восстановление цифровой машины в России — большое преимущество при покупке, поскольку ее можно посмотреть перед покупкой и протестировать. И есть компания, которой можно при случае предъявить какие-то претензии или получить от нее гарантию на какой-то срок. Справедливости ради отметим, что и другие поставщики оборудования могут предлагать гарантию, но если сервисный центр, восстановивший машину находится в Китае или другой стране, не очень понятно, как эта гарантия будет выполняться.
- Специально приобретенная для перепродажи. Есть такой вид б/у оборудования, которое специально приобретают для последующей перепродажи. Некая произвольная компания в Китае (или другой стране) приобретает машину и даже не распаковывает ее. Поскольку это частная компания, то машина уже считается «бывшей в употреблении» и продать ее можно куда угодно, в том числе и в Россию. Это один из путей поставки новых машин в Россию. Он всем хорош, кроме затрат. Перепродавец должен оплатить полную стоимость машины официальному дилеру, добавить свой интерес (как правило, немалый) и организовать доставку окольными путями, чтобы не попасть под вторичные санкции, которые могут быть весьма болезненными.
В итоге вариантов покупки бывшего в употреблении оборудования не так уж и мало. И при всех есть определенный риск: где-то больше, где-то меньше. Хорошо, что в России появились компании, которые продают восстановленные цифровые печатные машины. Машины получают качественное восстановление по официальной программе производителя и гарантию. Подобными решениями занимается, в частности, компания «Рико Рус» совместно со своим партнером — компанией «Передовые системы печати».
Запчасти и расходники
При выборе запчастей и расходных материалов для цифровой печатной техники нужно учитывать разные варианты. Очень часто типографии из России закупают запчасти и расходники на торговых площадках Китая. И от правильного выбора зависит стабильность и безопасности работы. На практике бывают следующие варианты:
- Оригинальные. Это запчасти и расходники, которые производятся на официальном заводе компании-производителя — лучшее приобретение. В текущих условиях либо недоступны, либо очень дороги.
- Аналогичные. Зачастую компании производители заказывают производство тех или иных материалов, узлов и деталей на «чужих» заводах. Но официально, в соответствии со всеми спецификациями производителя. Эти запчасти поставляются на сборочные производства производителя и в официальные сервисные центры. Довольно часто «чужие» производители выпускают часть продукции и в продажу от себя. Эти детали будут иметь другую упаковку, возможно, другие серийные номера и код, но это будет полный аналог оригинала.
- Типовые. Любая сложная машина содержит большое количество как оригинальных, так и типовых деталей. Подшипники, датчики, шестерни, пневмоцилиндры, двигатели, блоки питания и многое другое сам производитель печатной машины не производит. Он их подбирает из типовых, имеющихся на рынке. И в большинстве случаев и замену эти деталям не обязательно заказывать у производителя машины (хотя и можно, но это дороже и дольше). Если есть четкое понимание, какую деталь нужно приобрести, заказать ее можно успешно и дешевле на китайских торговых площадках и даже в России у продавцов подобной продукции.
- Совместимые. Это детали, которые производят специальные предприятия, копируя популярные детали или материалы официального производителя. Обычно производятся без лицензии, хотя бывают варианты, когда производитель отдает таким компания спецификацию узла или детали для машин, которые он сам поддерживать уже не может или не хочет. Продаются обычно на торговых площадках, «совместимость», к сожалению, разная.
- Подходящие. Это самый рискованный вариант. Ее производитель, а чаще продавец, будет уверять, что «деталь подходит». Кто ее произвел, насколько она соответствует оригиналу — ответа получить, скорее всего, не получится. К сожалению, именно из-за таких запчастей или расходников были случаи серьезных сбоев и повреждения цифровых печатных машин.