Считаем революции в российской полиграфии

Источник: 

PrintDaily
Считаем революции в российской полиграфии

Изображение: PrintDaily.ru

Статья Александра Амангельдыева, генерального директора издательства «Курсив», с обзором развития отечественной полиграфии опубликована на сайте PrintDaily.ru 

Большинство серьезных изменений в развитии общества проходило в виде революций. Накопление проблем и сложностей обычно приводило к событиям, так или иначе ситуацию меняющим и запускающим новые процессы. Все это было подмечено еще классиками марксизма-ленинизма. Общественно-политическую обстановку, приводившую к революционным изменениям, они именовали «революционной ситуацией». Ее выявляли по ряду признаков и делали предположение о грядущей революции. Не всегда сбывалось. Теория «революционных ситуаций» вполне может быть применима и к научно-технической области в целом и к отдельным отраслям в частности. Возможна даже региональная отраслевая «революционная ситуация». Рассмотрим историю развития полиграфии в последние 40 лет в нашей стране.

Первая революция

Середина и конец 80-х годов прошлого века были ознаменованы «расцветом застоя», и последующей «перестройкой», когда главной задачей правящего руководства было восхваление достижений партии и правительства, в том числе через полиграфические технологии. И на это не жалели средств. В целом ряде полиграфических предприятий партийной принадлежности появились самые современные по тому времени цифровые системы высококачественной подготовки изданий и их печати. В это вкладывались десятки миллионов долларов. И какое-то время это успешно работало.

Но с началом 90-х годов ситуация начала меняться. В стране начал появляться частный бизнес, сначала небольшой. Возможно, не всегда прозрачный и честный, но он появился. И этому бизнесу нужны были полиграфические услуги. Небольшие, но оперативные и относительно доступные. Крупные типографии, с теми самыми дорогими промышленными системами и большими печатными машинами, рассчитанные на огромные тиражи, обеспечить такую услугу не смогли. Сформировалась революционная ситуация: «верхи» не могут, «низы» не хотят. Должна была появиться новая сила, которая бы обеспечила бизнес гибким и понятным полиграфическим решением. В результате произошло следующее: появилась целая группа новых частных типографий рекламной направленности. А крупные государственные типографии, просуществовав какое-то время, с рынка постепенно стали уходить — не понятно было, чем им заниматься. Почти все они в итоге были закрыты, хотя есть примеры тех, кто смог перестроиться, но таких немного. Первая революция свершилась...

Вторая революция

Вторая революция в нашей полиграфии произошла во второй половине 90-х годов. Это было время бурного развития журналов, в первую очередь глянцевых. В Россию начали приходить мировые журнальные бренды, развивались и отечественные журналы. Но печатать их было негде. Те старые советские партийные типографии уже не могли обеспечить необходимое качество и удобство, поскольку с конца 80-х не развивались, а начало 90-х годов в мире — этап самого бурного развития полиграфической промышленности. Печатать глянцевые журналы пришлось за границей, в первую очередь в Финляндии, но не только. В России возник дефицит производственных мощностей по печати глянцевых журналов. Тоже в определенном смысле революционная ситуация. Долго так продолжатся не могло: печатать за рубежом, конечно, удобно, но это не совсем нормально. В итоге произошли очередные революционные изменения, приведшие к появлению ряда серьезных типографий, ориентированных на глянцевую и другую крупную периодику.

С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте PrintDaily.ru по ссылке.