В России выросла популярность самиздата

Источник: РБК

В России выросла популярность самиздата

По итогам 2022 года на произведения, которые авторы издают своими силами или сами публикуют интернете, придется 15% от книжного рынка в штуках. У самиздата есть потенциал монетизации: за пять лет продажи могут вырасти до 10 млрд рублей. Продажи самиздата на книжном рынке России по результатам текущего года могут достигнуть 3–4 млрд руб. Такую оценку в интервью РБК привел президент одной из крупнейших российских издательских групп «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. Через четыре-пять лет этот сегмент, по его прогнозам, вырастет до 10 млрд руб. По итогам этого года, на самиздат придется 10–15% от общего количества продаваемой в России литературы (общий объем рынка – около 200–250 млн экземпляров книг), ожидает глава «Эксмо-АСТ». В деньгах эта доля будет значительно меньше, 3–4%. Такая разница, как объясняет Новиков, связана с тем, что в сегменте самиздата уровень цен значительно ниже, а многие книги и «вовсе предоставляются для чтения бесплатно». Что такое современный самиздат Термин «самиздат» появился в СССР в середине 1940-х и исторически обозначал способ неофициального (а потому неподцензурного) распространения литературы. В 1944 году поэт Николай Глазков, чьи тексты не проходили цензуру, начал выпускать самодельные книжицы с подписью «Самсебяиздат» по аналогии с «Госиздатом». Распространение термин получил после того, как в 1959 году журналист «Московского комсомольца» Александр Гинзбург выпустил машинописный сборник стихов запрещенных поэтов. Первыми произведениями, которые распространялись в рамках самиздата, были стихотворения Булата Окуджавы, Генриха Сапгира, Бориса Слуцкого и Евгения Евтушенко, а также переводы зарубежных авторов, например Франца Кафки и Джорджа Оруэлла, нобелевская речь Альбера Камю. Сегодня термин «самиздат» имеет иное значение и обозначает тексты, которые авторы могут публиковать в интернете на определенных площадках или собственными усилиями. Крупнейшие из таких площадок – «Литнет», «ЛитРес: Самиздат» и издательство Rugram. Западные аналитики направление самиздата при оценке книжного рынка не учитывают вовсе, констатирует Новиков. Но в России этот сегмент один из «наиболее динамично растущих с точки зрения потребления в экземплярах». В долгосрочной перспективе у него есть потенциал монетизации, считает президент «Эксмо-АСТ». Потенциал развития сегмента самиздата Новиков объясняет рядом преимуществ как для потребителей, так и для авторов. Для читателя это «низкая стоимость и огромный выбор произведений популярных жанров», а для писателя – возможность «моментально выйти к своей аудитории и получить обратную связь и монетизацию».