Наталья Конашенкова: Вдохновляем бесплатно
30.07.2025
Источник:
СППИ ГИПП
«У нас все стабильно: тираж, периодичность, штат. Надеюсь, это тот случай, когда стабильность – признак мастерства», – говорит главный редактор детско-юношеской газеты Пензенской области «Деловой» Наталья Конашенкова, которая рассказала нам, как сегодня печатное СМИ может привлечь внимание школьников и студентов и почему такому изданию иметь свой сайт нет никакого смысла.
– Почему «Деловой»? Издание совсем не о бизнесе. И почему газета? Это скорее журнал.
– Мы озорники, нарушаем газетные каноны. «Деловой» – цветной глянец формата А4, выходит дважды в месяц тиражом 1500 экземпляров. Наше издание освещает молодежную политику региона и молодежные инициативы. «Волонтеры Победы», «Движение Первых», «Юнармия», бойцы студенческих и поисковых отрядов, участники чемпионата «Профессионалы», молодые ученые, спортсмены, творцы – каждый, кто не сидит ровно ни на одном месте, – наш потенциальный герой. Часто думают, что мы про бизнес, из-за названия. Но мы про то, что ты хоть и мал, но у тебя уже есть дело, которому ты отдаешь всю свою энергию с юношеским максимализмом.
В этом году у нас тинэйджерский юбилей – в октябре будет 15 лет, как мы собираем вдохновляющие истории, чтобы мотивировать наших юных (и не очень) читателей действовать во благо самих себя, своего окружения и региона. 15 лет под вектором созидания, потому что о плохом напишут и без нас. Вдохновляем бесплатно!
Мы самая счастливая редакция, потому что наши герои – просто огонь! Влюбляемся в каждого, они подтвердят. «Деловой» неоднократно признавался лучшей молодежной газетой страны на ключевых журналистских конкурсах:
- 14 раз был отмечен в номинациях «Лучшая газета» и «Лучшая рубрика» на Международном конкурсе детских и молодежных СМИ «ЮнГа+» (Челябинск);
- 7 раз – в номинации «Лучшая молодежная газета» на Всероссийском фестивале молодежной журналистики TIME CODE (Екатеринбург);
- дважды победитель Всероссийского конкурса детских СМИ «Волшебное слово» в номинации «Лучшая газета для старших школьников и/или абитуриентов»;
- победитель Всероссийского конкурса журналистов «Золотой гонг» в номинации «Лучшее специализированное издание для детей и юношества»;
- победитель Всероссийского конкурса СМИ «ПРО Образование».
– Где распространяется «Деловой» и почему бесплатно? Насколько востребована электронная версия?
– В городе есть несколько стоек, где можно бесплатно взять экземпляр. И через министерство образования и управление образования тираж уходит в школы города и области. Хватает только по 5-7 штук на школу. Поэтому выручает электронная версия. Количество просмотров каждого выпуска варьируется от тысячи до трех тысяч. Учитывая, что издание не пиарится специально, показатели хорошие.
Почему бесплатно? У нас специфическая аудитория. И если дошколятам родители купят журнал для малышей, то подросткам уже не купят «Деловой». А они сами на карманные деньги купят… чипсы или отложат на айфон. Поэтому я радуюсь, когда вижу пустую стойку в областной библиотеке, радуюсь, когда звонят и ищут какой-то выпуск, потому что на стойке взять не успели. Значит, читают! Уже супер, какие тут деньги.
– На что живет издание, если у вас при этом нет рекламы?
– Учредитель газеты – Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж). Мы делаем газету по госзаданию от регионального министерства образования. То есть у газеты нет юрлица, работаем по договору с колледжем. Объем небольшой – всего 16 полос. Поэтому тратить даже минимальную площадь на рекламу совершенно не хочется. И ломать верстку ради этого тоже.

– Какие материалы вы публикуете на этих 16 полосах?
– Мы собираем мотивирующие истории. «Ваня, смотри, у Саши получилось, ты тоже сможешь, все реально!» – примерно такой общий посыл у каждой. Рубрика «Наукоград» – истории о молодых ученых, «Комментаторская кабинка» – о спортсменах, «Культурный код» – темы межэтнической журналистики, «Суперпрофи» – это студенты колледжей, которые уже востребованы и работают по специальности, «Учительская» – о молодых педагогах. Герои среди нас – такая концепция тянет и формат «равный – равному». Так что у нас персонифицированный подход, который лучше всего идет через интервью, реже – портретный очерк. Бывают репортажи, корреспонденции, но доминирует интервью.
– Сколько человек принимает участие в подготовке и выпуске номера?
– Нас всего трое в штате: дизайнер-верстальщик, фотограф-корреспондент и я – и жнец, и чтец, и на дуде игрец, то есть редактор-корреспондент-корректор-курьер. Я еще работаю доцентом на кафедре «Журналистика» Пензенского государственного университета, так что два раза в год к нам приходят лучшие студенты на практику – с очного отделения и заочного. Для меня счастье, что нам не надо решать хозяйственные и бухгалтерские вопросы и можно полностью уйти в творчество.
– Как вы работаете в онлайне? Почему у вас нет сайта?
– Сайт когда-то был. Но практика показала, что в нем нет смысла. Подростки – в соцсетях. В нашей группе «ВКонтакте» размещаем не только электронную версию, но и проводим розыгрыши, рассказываем о наших путешествиях. Ставку на платформы не делаем. Потому что, признаться, времени и ресурса не хватает уйти в соцсети полномасштабно.
– Насколько активно «Деловой» проводит конкурсы и участвует в них?
– Если нас зовут, мы идем! В жюри детских творческих конкурсов, на профориентационные и презентационные встречи со школьниками, на мастер-классы к молодежным общественным объединениям – всюду, коли предоставляется шанс «потрясти» «Деловым».
А еще мы инициируем просветительские проекты. Так, проект «Деловая изба-читальня» был поддержан грантом Росмолодежи. В ходе его реализации мы посетили шесть малых населенных пунктов Пензенской области, где встретились с сельскими школьниками – провели для них мастер-классы по журналистике и просветительско-профориентационные мероприятия, презентовали издание и рассказали о возможностях, которые им может дать регион и страна. Это было что-то вроде познавательно-мотивирующих ивентов, которыми дети в селах не избалованы.
Еще была грантовая история с волонтерской программой для молодых журналистов из Армении «Гранатово-березовый коктейль». На два месяца «Деловой» стал площадкой для стажировки журналистов из Армении, которые прошли конкурсный отбор и стали участниками программы. Они смогли улучшить владение русским языком, повысить профессиональные компетенции, изучить опыт региональной молодежной политики и написать об этом в армянских СМИ. Кстати, в числе участников были и студенты факультета журналистики Российско-армянского (Славянского) университета. Участие в проекте им засчитали как прохождение производственной практики.
Словом, «Деловой» – это больше чем газета.

– В этом году СППИ ГИПП в одиннадцатый раз проводит Всероссийский конкурс детских СМИ и фестиваль «Волшебное слово». Насколько они нужны и чем важны для детских СМИ?
– Я была на фестивале только однажды за эти 10 лет. Осталась под очень приятным впечатлением. Камерно, концептуально, уютно – такие ассоциации. «Ты не один» – это невероятно важно почувствовать издателям в эпоху всеобщего побега в онлайн. Так что я вдохновляю свою аудиторию, а «Волшебное слово» вдохновляет меня. Пусть нам всем хватает сил запускать этот круговорот доброго и полезного контента!
Александр Никитушин
Материал опубликован в июльском номере журнала «Стратегия и практика издательского бизнеса»
Все материалы свежего номера читайте здесь: