Блогеры изучают альтернативы
29.03.2022
Источник: Коммерсантъ
В марте бизнес потерял до половины выручки из-за блокировки запрещенного теперь Instagram. Речь идет о тех компаниях, которые были ориентированы на рекламу в этой соцсети. Где теперь зарабатывают блогеры и продвигаются бренды? И какие есть решения? Разбирался Даниил Бабкин. Жизнь без Instagram (площадка признана в России экстремистской), неделя вторая: если рассуждать в цифрах, количество пользователей соцсети, по подсчетам Brand Analytics, за это время снизилось на треть. Впрочем, блогеры, опрошенные “Ъ FM”, фиксируют потери просмотров до 50%. Признание Meta экстремистской организацией отразилось и на рекламном рынке. Теперь для пользователей из России ограничен таргет в соцсети. У бизнеса сохранилась возможность закупать рекламу, например, у популярных инфлюенсеров, но спрос на нее резко упал, говорит блогер Дарья Ritmoo: «Продвижение остановилось. Многие бренды отказываются от рекламы и взяли сейчас паузу. Запись на рекламу в блоге у меня была на месяц вперед. Сейчас охваты снизились. Мы были вынуждены опустить цену, при этом заявок стало меньше. Доход с рекламы сейчас упал в два раза. Только у лидеров рынка получится удерживать популярность в Telegram. Невозможно подписаться на 170 каналов и быть одновременно вовлеченным во все». В 2020-м, по подсчетам аналитиков IAB Russia, объем рекламного рынка тогда еще не запрещенного Instagram составил 7 млрд руб. Теперь показатели, вероятно, будут значительно ниже, в том числе и потому что блогеры массово уходят на другие площадки. Например, с начала марта на 40 млн выросла аудитория Telegram. Такие данные приводит агентство BlackLight. И многие рекламодатели переходят в мессенджер Павла Дурова, рассказала блогер Алиса Оськина: «Все начинают продавать и закупать рекламу в Telegram-каналах. В Instagram (площадка признана в России экстремистской) март был глухой, заработок упал на 50%. В Telegram у меня еще не было каких-то продаж». Практически никому из блогеров не удалось сменить платформы без потери аудитории. Не справляются с таким заданием Роскомнадзора даже крупные игроки. Например, Анастасия Ивлеева и Ольга Бузова смогли привлечь в Telegram-каналы только 3% прежних подписчиков. С такими же сложностями сталкивается малый бизнес, прежде ориентированный на рекламу в запрещенной соцсети, говорит сооснователь парфюмерного магазина Oh My Smell Яна Арутюнова: «Нам повезло, что наша аудитория продолжает оставаться в запрещенном Instagram. Что касается поводу других платформ, там мы тоже публикуемся, однако результативность, конечно, ниже. Но продажи не упали, мы старались не поднимать цены». Роскомнадзор также предлагал пользователям переориентироваться на платформу «ВКонтакте». К ней за последний месяц, как подсчитали в Brand Analytics, интерес вырос на 14%. Правда, не все пользователи готовы сменить площадку, даже несмотря на значительные убытки в бизнесе, говорит основатель студии бровей и ресниц Марина Бочкарева: «Мы ощутили снижение активности где-то на 30%. Сократилась запись. Главная реклама – все-таки рекомендации. Когда о салоне рассказывает подруга, то таким советом обязательно воспользуются. Если клиент увидит таргетированную рекламу в запрещенном Instagram, она еще десять раз подумает, прежде чем зайдет в профиль. Мы сейчас больше работаем с базой, с теми клиентами, которые нам доверяют. Площадку в Telegram мы намеренно не создавали, все аудитория туда не перейдет». Робкая надежда на лучшее пришла откуда не ждали: Илон Маск заявил, что всерьез раздумывает над запуском собственной социальной сети без цензуры и с уважением к свободе слова. Дарья Фоменко