Алексей Иванов: Надежда на светлое будущее

Источник: 

СППИ ГИПП
Алексей Иванов: Надежда на светлое будущее

Изображение: Александр Иоффе

XIX форум «Издательский бизнес / Publishing Expo. Перезагрузка», организованный Союзом предприятий печатной индустрии (ГИПП) при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, прошел в Москве 29 и 30 ноября. С докладом о состоянии отрасли и наиболее острых проблемах российской периодической печати выступил президент СППИ ГИПП, генеральный директор ИД «ИМ Медиа» Алексей Иванов.

«Согласно данным Российской книжной палаты, на газетном рынке России продолжается сокращение количества печатных газет. Если в 2018 году их было 8984, то в первом полугодии 2023 года выпускалось только 6159 наименований. Общий годовой тираж газет за период 2018-2022 годы сократился на 35% с 6,1 миллиарда экземпляров до 3,9 миллиарда экземпляров. Но никакого обвала нет. Ситуация регулируемая и контролируемая.

Если делить газеты по принадлежности и территориальному распространению, то наибольшее количество зарегистрированных в Российской книжной палате газет относится к районным и городским – почти 60%. 4% – это всероссийские и национальные газеты («Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Российская газета» и др.), на долю которых приходится основная часть продаж.

Снижается и количество выпускаемых печатных журналов. В 2018 году их было 7222, в первом полугодии 2023 года выпускалось только 5440 наименований. Общий годовой тираж журналов за период 2018-2022 годы сократился на 42% с 1044 миллионов экземпляров в 2018 году до 606 миллионов экземпляров в 2022 году. Отмечу, что в 2023 году снижение количества наименований было минимальным, что дает нам перспективы для развития. Это произошло из-за того, что в целом рынок поменялся, особенно журнальный, потому что ушел ряд игроков, закрывались целые издательские дома. И уменьшение количества наименований привело к стабилизации спроса.

Доходы от распространения в розницу и по подписке печатных СМИ тоже падают: в 2022 году они составили 27 миллиардов рублей, в 2023 году (прогноз) – 23 миллиарда рублей. Это происходит из-за того, о чем я уже сказал: уходят с рынка издания, кто-то закрывается, кто-то уменьшает периодичность по тем или иным причинам. И, конечно же, это влияет на дистрибуцию.

Еще одна, более давняя, причина – сокращение киосков. За 20 лет у нас фактически в три раза уменьшилось количество киосков. Если в 2004 году их количество составляло 42 тысячи, то в 2021 году – 14,9 тысячи, в 2022 году – 14,3 тысячи, в 2023 году – 13,2 тысячи. Это неминуемо ведет к уменьшению спроса, и это, конечно, огромная проблема. СППИ ГИПП с ней борется, и здесь нам очень помогает Минцифры: нам удается в 90% случаев отстоять свою позицию, хотя все равно год от года количество киосков сокращается.

Хорошая новость – у нас растет аудитория. Хотя правильнее будет сказать: мы сделали ее более прозрачной благодаря компании Mediascope. В 2023 году Mediascope расширила географию измерений аудитории печатной прессы. Генеральная совокупность исследования увеличилась с 60 до 115 миллионов человек. До сих пор учитывались читатели, проживающие в городах с населением более 100 тысяч человек. С 2023 года в исследование были включены читатели из малых городов с населением менее 100 000 человек. И аудитория печатных СМИ удвоилась: с 15,4 миллиона (сентябрь 2022 года – февраль 2023 года) до 32,1 миллиона (март – июль 2023 года). И это 60 измеряемых изданий. А сейчас только в каталоге Почты России 4,5 тысячи изданий. Так что это вершина айсберга, подводная часть которого огромна. Я абсолютно уверен, что реальная аудитория печатных СМИ в России сейчас превышает 100 миллионов человек.

В полиграфии огромное количество проблем, связанных и с бумагой, и с расходными материалами, и с комплектующими. С 2019 года по 2023 год количество организаций в сфере полиграфии сократилось с 9787 до 8095 (на 17%). За 2022 год количество организаций в полиграфической отрасли сократилось на 6,3%. Данная тенденция характерна и для рынка полиграфических услуг Москвы: в 2019 году на рынке работало 2350 организаций, в 2022 году на 396 меньше, то есть на 16,9%. Однако эта динамика обусловлена закрытием маленьких типографий и слиянием предприятий. Все системообразующие типографии, в которых печатаются издатели, держатся, и мы, как можем, им помогаем. Это позволяет надеяться на светлое будущее.

Что касается рекламного рынка, то, по последним данным, на базе которых и OMD OM Group прогнозирует в 2024 году рост на 5% в сегменте Пресса, мы видим, что 2023 год лучше 2022 года, и в общем-то наблюдается положительная динамика. Я думаю, ситуация с рекламой стабилизировалась и в дальнейшем доходы от рекламы в прессе должны пойти вверх. Конечно же, нельзя забывать и о рекламных доходах от цифровых ресурсов издателей, которые активно растут.

В 2023 году 944 печатных СМИ получили субсидии на реализацию социально значимых проектов по приоритетным направлениям государственной политики на общую сумму 500,5 миллиона рублей: 117 федеральных газет и журналов (157 проектов) и 827 региональных СМИ (1480 проектов). Я точно знаю, что большое количество изданий существуют и могут продолжать радовать свою аудиторию потому, что они получают эту субсидию. Это бесценная помощь, которую оказывает отрасли Минцифры».

Александр Никитушин

Материал опубликован в февральском номере журнала «Стратегия и практика издательского бизнеса» 

Все материалы свежего номера читайте здесь (скачать pdf)