Киоски прессы в стране должны развиваться и крепнуть

Источник: СППИ ГИПП

Киоски прессы в стране должны развиваться и крепнуть

Поручение президента РФ Путина В. В. от 25 сентября 2019 года по поддержке киосков прессы в регионах выполняется по-разному. Можно напомнить, что только в 37 регионах РФ по данным мониторинга обеспеченности населения НТО Печать, проводимого Союзом предприятий печатной индустрии (ГИПП) для Минцифры и Минпромторга, соблюдается минимальный норматив, установленный Правительством по количеству киосков прессы на душу населения. На этом фоне данные, полученные по результатам этого мониторинга, позволяют отметить впечатляющие результаты, достигнутые некоторыми субъектами в поддержке и развитии киосковых сетей прессы в кризисных условиях, в которых оказалась вся медиаиндустрия. Тяжелая ситуация с киосками прессы имела место в Иркутской области, которая в 2021 году занимала всего лишь 51 место в рейтинге обеспеченности населения НТО «Печать». В этой связи в Комитете по собственности и экономической политике Законодательного собрания региона был разработан законопроект о размещении нестационарных торговых объектов, который должен обновить нормативно-правовую базу по регулированию сферы НТО в области. Этим законопроектом предлагается ввести электронную интерактивную схему размещения торговых объектов, обеспечить долгосрочность их размещения, сформировать общие требования к местам размещения и внешнему виду, а также установить порядок заключения и расторжения договоров. Помимо этого, особое внимание уделяется поддержке и развитию киосков, реализующих печатную продукцию. В области появятся новые малоформатные торговые объекты: торговые галереи, мобильные объекты и др. Реализация разработанных мер позволит региону осуществить мощный рывок в развитии системы распространения прессы. Интересные процессы в данной сфере в настоящее время происходят и в Северной Осетии – здесь приступили к установке новых павильонов по продаже газет, журналов и книг. Разработанную Комитетом по печати Республики специальную госпрограмму по развитию СМИ планируют завершить до конца 2025 года. Первые два современных специализированных павильона прессы были установлены на вокзалах Владикавказа, к концу года здесь ожидается установка шести новых объектов по реализации печатной продукции. К работе над программой приступили в 2020 году, тогда был подготовлен современный дизайн проекта. На базе новой сети также планируется продавать книги республиканского издательства и организовать подписку на периодику, что значительно удешевит стоимость подписки. Всего по итогам госпрограммы планируется установить 222 нестационарных торговых объекта прессы для достижения норматива минимальной обеспеченности, программой предусмотрены разные варианты НТО: большие и малые киоски, павильоны, а также брендированные стенды, которые разместят в почтовых отделениях. Хороший результат дало обращение СППИ ГИПП к губернатору Ставропольского края по поддержке сети распространения прессы. В мае прошлого года администрация г. Кисловодска потребовала от владельца единственной в городе киосковой сети по реализации печатной продукции демонтировать все торговые объекты прессы. Тогда городские власти утверждали, что эти объекты не вписываются в разработанную градостроительную концепцию и портят архитектурный облик города-курорта. На обращение был получен ответ из комитета Ставропольского края по торговле и лицензированию, ответственного за утверждение схем размещения НТО в муниципальных образованиях региона. Комитет рассмотрел проект постановления администрации Кисловодска по сокращению количества НТО «Пресса» и отказал в его согласовании. Более того, комитет предложил горадминистрации Кисловодска «увеличить количество киосков и павильонов по продаже печатной продукции с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками». Данная практика взаимодействия властей и печатной индустрии в регионе стала хорошим примером для других субъектов РФ в решении текущих задач по поддержке и развитию НТО «Печать» на своей территории. Например, так изменились настроения в Новосибирской области. Недавно власти города объявили о демонтаже более 500 киосков в 2022 году в рамках подготовки к чемпионату мира по хоккею среди юниоров. Речь шла о торговых объектах, которые в основном располагались на гостевых маршрутах города. Благодаря совместной работе СППИ ГИПП и издательского сообщества, на это решение руководством Новосибирской области был введен мораторий до конца текущего года. Аналогичным образом местные власти Воронежа также отложили масштабное обновление киосков из-за напряжённой экономической обстановки, а в Смоленске при администрации города создали специальную рабочую группу по разработке концепции развития нестационарных объектов. Таким образом, на улицы российских городов постепенно вновь возвращаются киоски прессы. Региональные власти отказываются от прежних планов по демонтажу НТО, к внешнему виду которых ещё недавно возникало немало претензий, и более того, массово приступают к разработке новых стратегий развития этого торгового формата. Надвигающийся кризис вынудил чиновников реанимировать формат торговли, обеспечивающий доступ россиян к качественной проверенной информации из печатных СМИ и, кроме того, предоставляющий населению рабочие места, которые в сегодняшних условиях применения санкций против РФ важны как никогда.   Пресс-служба СППИ ГИПП