Чему меня учат и чему не учат в вузе

Источник: СППИ ГИПП

Чему меня учат и чему не учат в вузе
"

Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП), Институт издательского дела и журналистики Московского политехнического университета при участии издательских домов провел Первый творческий конкурс «Я – профессионал!» для учащихся Мосполитеха. Студенты, получив задание от издательских домов – партнеров конкурса, представили свои работы: статьи и эссе, литературные исследования, иллюстрации журнальных обложек. С заданием СППИ ГИПП – написать эссе на тему «Чему меня учат и чему не учат в вузе» – прекрасно справилась студентка 5 курса Института издательского дела и журналистики Мосполитеха Татьяна Терниченко, став победителем Конкурса в этой номинации. Предлагаем вашему вниманию ее работу. ВВЕДЕНИЕ Я студентка Института издательского дела и журналистики Московского политехнического университета. Наш университет богат своей увлекательной историей, прекрасными высококвалифицированными преподавателями и талантливыми студентами. Я выбрала тему для эссе «Чему меня учат и чему не учат в вузе» для того, чтобы проанализировать полученные знания за 4 года обучения на издательское дело и понять, насколько полезным оказалось обучение в Московском политехническом университете. Книги всегда были моими лучшими друзьями. Еще в школе литературе и русскому языку меня обучала прекрасная учительница кандидат педагогических наук Кержковская Людмила Витальевна. Именно благодаря ее труду и великолепному мастерству преподавания я полюбила литературу. Еще в школе я поняла, насколько важно читать хорошие произведения, активно изучала русскую и зарубежную классику. Однако в старших классах обратила внимание на современную литературу и все чаще замечала, как книга из результата творческой деятельности автора и издательства превращалась в продукт, средство зарабатывания денег. Так, я решила, что хочу обучиться и работать в издательстве, чтобы способствовать продвижению качественных, красивых и полезных книг в массы. Что же мне дал университет за 4 года обучения на издательское дело? ЧЕМУ МЕНЯ УЧАТ? О книге Погружение в изучение книги начиналось с усвоения базовых знаний. Преподаватели рассказывали нам про внешнюю и внутреннюю структуру книги, виды печати, различные материалы и способы их применения. Мы усвоили грамотное оформление титульного листа и его оборота, узнали о классификационных индексах (УДК и ББК), авторском знаке, международном стандартном книжном номере (ISBN) и знаке охраны авторского права. Следует отметить, что самым важным было изучение правильно написания аннотированной каталожной карточки, особенно библиографического описания. Как будущих редакторов нас обучали производить редакторский анализ произведений, статей или даже инструкций по применению уходовой косметики. Мы тренировались отсеивать плохой материал или расписывать как его изменить для публикации и печати. Оформление книги Важной составляющей книги является ее дизайн. Шрифт, обложка, иллюстрации – должны не отвлекать от произведения, а дополнять его, погружать читателей в атмосферу повествования. Как правильно оформлять книгу и подбирать иллюстрации мы изучали не только теоретически, но и на практике при создании и верстке собственного издания на платформе Ridero. Удивительным в этой работе было то, что иллюстрации генерировались с помощью нейросетей. Например, я для проекта оформляла детский роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» из цикла «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса. Работая на платформе Dream by wombo для книги, был выбран стиль Dreamwave, потому что в нем создаются красивые люди и сказочные персонажи в стиле аниме. Все изображения были выполнены в одинаковой приятной цветовой гамме, благодаря чему иллюстрации гармонируют друг с другом, а оформление книги выглядит стильным и эстетичным. [ /upload/images/content-img(152).jpeg ] Продвижение книги После того как мы тщательно изучили внешнюю и внутреннюю структуру книги следовало узнать, как правильно продвигать книжную продукцию. В вузе нам объяснили, как анализировать книжный рынок, определять какие жанры больше читают, какие темы интересуют любителей книг, какие обложки чаще продаются. Важным для хороших продаж так же является хорошо написанная краткая аннотация, которая без спойлеров расскажет о произведении, подарит интригу и интерес к прочтению книги. Так же в нашем вузе нас научили рекламировать издания. Объяснили главные правила оформления рекламы: яркие цвета, мало текста, отсутствие выворотки, качественные иллюстрации и фотографии. Например, расположенные в рекламе фотографии с изображением людей будут вызывать больше доверия у потенциальных покупателей. Оформление рекламы изучалось нами на практике, я для этой работы выбрала сказку ""Похищение принца Олеомаргарина"" издательства Самокат и вот, что у меня получилось: [ /upload/images/content-img(153).jpeg ] Продвижение изданий можно производить и на собственном сайте. На парах по веб-издательству нас обучили самостоятельно разрабатывать сайты с нуля. Такой сайт для веб-издательства у меня получился: [ /upload/images/content-img(154).jpeg ] В нем продвигаются социальные сети моего издательства, услуги и проекты. Однако при желании можно добавить рекламу изданий с ссылками на интернет-магазин. Как быть руководителем Сейчас мы обучаемся на редакторов, однако вуз позаботился о том, чтобы после окончания учебы мы могли работать и главными редакторами. Нас обучают управлению. Как быть хорошим руководителем нам объясняют на парах по этике и психологии, где мы научились не только деловому общению, но и подавать себя обществу. Важным новым знанием для себя, как будущего руководителя, я выделила разделение обязанностей подчиненных по их психотипам. Это не только улучшит качество и ускорит процесс работы, но и сделает его комфортным для подчинённых. Так же нам объяснили, как правильно стимулировать работников для выполнения их задач. Интереснейшими и важнейшими работами по деловой этике можно выделить практические занятия, где мы рассматривали различные жизненные ситуации, где как руководители должны были принимать решения. Мы дискутировали, выдвигая различные точки зрения, а преподаватель грамотно объяснял, что и в какой ситуации будет более этично. Нас научили отворачиваться от собственной личной выгоды ради благополучия компании. Я считаю приобретение этого навыка одно из важнейших качеств для работника и тем более для будущего руководителя. ЧЕМУ МЕНЯ НЕ УЧАТ? Английский язык Важнейшим упущением на мой взгляд в системе образования нашего курса отсутствие углубленного изучения иностранного языка. Без английского языка сейчас практически невозможно обойтись. Для многих работодателей знание иностранных языков важнейший пункт при трудоустройстве нового сотрудника. Знание другого языка расширит количество источников для обучения, поможет быстрее перенимать опыт зарубежных стран. Даже если связать свою жизнь не с текстами, а оформлением книг, то английский язык понадобится при использовании программ и сайтов, направленных на разработку дизайна. Таким образом, можно сказать, что иностранный язык затрагивает все сферы издательского дела и его знание очень важно для работы. Следовательно отсутствие углубленного изучения иностранных языков на нашем курсе, большая проблема для студентов, как будущих специалистов. Бизнес Вторым важным упущением в нашем обучении является то, что нам не рассказали о создании собственного издательства. Да, были практические занятия по менеджменту, где мы рассчитывали и планировали собственную компанию, однако это были задания без уклона в издательское дело, где рассматривались основы построения структуры компании на примерах ткацкой фабрики. Гораздо полезнее было бы прослушать лекции о том, как создать свой бизнес в книгоиздательском деле с нуля. Как определиться с тематикой своего издательства, как рассчитать необходимы средства на открытие собственного дела. Как сделать так, чтобы бизнес окупился. Я считаю, что эти знания принесли бы много пользы для студентов. Кто-то бы мог уже построить свой личный бизнес-план, а кто-то уверенно для себя решил, что лучше будет наемным работником в издательстве без лишних рисков. Так же хочется предположить, что практическое задание по теоретическому открытию своего собственного издания научило бы нас не только расчётам, но и дизайну логотипа, сайта, возможно даже офлайн магазина. Можно было бы разработать концепцию своего издательства, а через пару лет, опираясь на этот проект, открыть свое дело. Это задание затронуло бы все наши знания, что мы получили за годы обучения: право, этика, менеджмент, веб-дизайн, маркетинг, этика и так далее. На мой взгляд, такая работа стала бы очень интересным и полезным опытом для студентов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, завершая свою работу, хочется сказать, что обучение издательскому делу в моем вузе наполнено большим количеством базовых знаний о книге. В процессе обучения были затронуты практически все важнейшие аспекты издательского дела. В настоящий момент я очень рада, что выбрала для обучения свой университет и специальность. На лекциях я получила достаточно теоретических знаний для работы в издательстве, а практические занятия помогли мне раскрыть в себе творческие таланты. Благодаря обучению в Института издательского дела и журналистики Московского политехнического университета я твердо решила посвятить свою жизнь издательскому делу. Сейчас я мечтаю пройти дополнительные курсы по углубленному изучению дизайна и иностранных языков, чтобы получить профессию книжного дизайнера или верстальщика в хорошем большом издательстве.

"