На Российской креативной неделе констатировали, что подсчитать “креативные индустрии” пока не удалось

Источник: 

ИА InterMedia
На Российской креативной неделе констатировали, что подсчитать “креативные индустрии” пока не удалось

Изображение: Екатерина Гудкова. Архив Евгения Сафронова / "ИнтерМедиа"

Панельная дискуссия «Стратегия 2030. Исследования в сфере креативных индустрий» состоялась 3 июля 2024 года в рамках деловой программы Российской креативной недели, проходящей на территории кластера «Ломоносов» Московского государственного университета.

Модератором дискуссии выступила директор проектов Центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Юлия Шульга.

Директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко отметил, что важно сформировать чёткую систему оценки (измерения) креативного сектора, и выделил несколько проблем его измерения:

  • принципиальная разнородность и «многоликость» креативных индустрий («от балерины до айтишника»), которую важно не потерять усреднением, а правильно описать в системе существующей статистики;
  • продолжающаяся дискуссия по поводу того, какие виды деятельности относятся к креативным;
  • проникновение креативных индустрий в традиционные отрасли за счет потребления креативных товаров и привлечения работников креативных профессий;
  • значительная доля плохо поддающихся статистическому наблюдению субъектов экономики: МСП, ИП и самозанятых, - а также распространение альтернативных форматов занятости.

Евгений отмечает, что для взаимодействия с органами власти и самоидентификации участников креативных индустрий на текущем этапе просто необходим классификатор:

- Очень часто компании одинаковые, бизнес у них один и тот же, но регистрируется он по-разному. Участники креативных индустрий не консолидированы, и даже в статистике им тяжелее показать свою значимость.

Руководитель исследовательских проектов в бюро креативных проектов “К22” Дмитрий Гусев рассказал, что для исследователей креативных индустрий важно понимать, из чего состоит сама индустрия.

- Безусловно, цифры важны, но когда мы не до конца понимаем, что находится внутри индустрий, это создает поверхностное представление. Здесь важен диалог с конкретными бизнесами, людьми, практиками.

По его мнению, для того, чтобы корректно интерпретировать какие-либо результаты, имеет смысл “падать” на индустриальный уровень и взаимодействовать с конкретной индустрией и ее представителями.

Директор практики «Государственных и социальных инициатив» компании «Рексофт Консалтинг» Николай Ланцев рассказал, каким образом развиваются креативные индустрии за пределами России.

- Россия только сейчас подходит к вопросу формирования стратегии, и это хорошо, потому что многие страны уже продолжительное время реализуют и пробуют разные стратегии, и мы уже видим, какие практики хорошие, а какие плохие.

Николай отметил, что развитие креативных индустрий как ничто другое увеличивает стоимость конечного продукта, производимого в стране.

Заместитель начальника управления национальных счетов Росстата Кирилл Алексеев рассказал о результатах исследования креативной экономики, проведенном с использованием классификатора ОКВЭД. Так, за 2023 год доля креативной экономики в ВВП составила 3%.

Кирилл полагает, что в ближайшем будущем произойдёт переход на новые классификаторы, поскольку сейчас регистрируется довольно много не учтенных в текущем документе видов деятельности, относящихся к различным видам креативных индустрий (например, моде и дизайну).

Генеральный директор Агентства развития креативных индустрий Тюмени, общественный представитель АСИ по направлению «Городское развитие» Алексей Краев рассказал о реализованных проектах в Тюмени, и отметил, что исследования регионов, проведенные без погружения в специфику «на местах», отнимают много средств, но не способны дать заказчикам действительно полезную информацию.

Первый вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Елена Решетова отметила, что реклама является важнейшим драйвером креативной экономики, а также одновременно и партнером креативных индустрий, и их участником.

- В 2023 году, несмотря на все сложности, рекламный рынок насчитывал 731 млрд рублей, а если берём всю индустрию массовых коммуникаций, то это 1,7 трлн рублей. Поэтому мы по праву можем считать себя драйвером.

Она рассказала о работе АКАР над дополнением к основным классификаторам.

Мы будем предлагать сразу два классификатора - и наш внутрииндустриальный, и связанный с системой ОКВЭД, чтобы было понятно, кто за что отвечает.

Под конец обсуждения главный редактор информационного агентства “ИнтерМедиа” Евгений Сафронов неожиданно озадачил аналитиков вопросом о Приказе Минкультуры РФ №2931, которым Росстат уже полгода официально руководствуется при расчете “креативных индустрий”. Как выяснилось, не все из присутствовавших знали о том, что в соответствии с ним из состава “креативных” уже сейчас официально исключены целые индустрии - зрелищная и модная индустрии, создание литературных произведений и многое другое. При этом в “креативные индустрии” включен весь общепит, включая изготовителей шаурмы.

Подводя итоги дискуссии, Юлия Шульга подчеркнула, что оценить реальный потенциал креативной экономики очень сложно, пока не сложилось общее видение по множеству вопросов, связанных с учетом участников креативных индустрий.

Екатерина Гудкова для «ИнтерМедиа»