Регулирование рекламы в интернете: перечень рекомендаций требует доработки

Источник: 

СРО АМИ «Рекламный Совет»
Регулирование рекламы в интернете: перечень рекомендаций требует доработки

Изображение: СРО АМИ «Рекламный Совет»

Под председательством профессора Санкт-Петербургского государственного университета Андрея Дорского, члена правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС»), председателя комитета рекламных практик ассоциации, в режиме видеоконференцсвязи состоялось открытое совместное заседание комитета рекламных практик (КРП) и комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО (КРЖ). Рассматривался перечень рекомендаций (практик) для их применения при совершенствовании законодательства о рекламе, касающегося рекламы в интернете, в странах, входящих в СНГ. Участие в заседании принял и председатель правления СРО «АМИ «РС» Сергей Пилатов.

Предполагается, что перечень рекомендаций станет итогом совместной работы антимонопольных органов стран СНГ и участников рынка рекламы. Первый проект документа подготовила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. В результате состоявшегося в ноябре прошлого года в Москве заседания Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике стран – участниц СНГ было принято решение сформировать принципы добросовестного поведения блогеров и инфлюенсеров, размещающих контент рекламного характера в интернете. Представленный для обсуждения членам СРО «АМИ «РС» перечень практик обобщает различные подходы, используемые блогерами и инфлюенсерами при размещении рекламы в Сети. Разработчики перечня полагают, что принятие и применение в своей деятельности указанных подходов будет способствовать формированию комфортной среды для общения блогеров, инфлюенсеров и пользователей интернета, а также позволит не допускать введения в заблуждение потребителей и нарушений законодательства о рекламе. Практики являются актом саморегулирования на пространстве СНГ, они смогут помочь добросовестным блогерам и инфлюенсерам, которые не хотят обманывать своих подписчиков относительно использования тех товаров и услуг, информация о которых размещается на их ресурсах.

Предварительно с перечнем ознакомились члены КРП и КРЖ, которые высказали свои предложения по совершенствованию данного документа. На заседании же наибольшие споры вызвали сами базовые понятия, связанные с рекламой в Сети, – блогер и инфлюенсер, чем они отличаются друг от друга и стоит ли в перечне дублировать нормы законодательства. 

Было отмечено, что блогеры и инфлюенсеры – два пересекающихся множества, к примеру, можно быть блогером, но не быть инфлюенсером, и наоборот, например, ведя популярную колонку в печатных СМИ или программу на теле- или радиоканале. Для рекламодателя важен не канал распространения рекламы, а размер аудитории. На онлайн-встрече прозвучало мнение – адресовать документ всем инфлюенсерам, определив их как частных лиц, имеющих возможность систематически доводить свои сообщения до определённого числа потребителей. 

Кроме того, Андрей Дорский считает не совсем понятным – это документ о регулировании рекламы у блогеров или вообще в интернете? По его мнению, если первое, то он содержит много лишнего, если второе, то в нём маловато норм. Далее, главе комитета рекламных практик СРО «АМИ «РС» не ясно, на что направлен перечень – на совершенствование законодательства (то есть адресован государству) или на совершенствование практик рекламораспространителей? 

Член правления Ассоциации «Рекламный Совет», председатель Союза потребителей России и член Общественного совета при ФАС России Пётр Шелищ предложил назвать обсуждаемый перечень Кодексом добросовестных практик распространения рекламы инфлюенсерами. При этом он отметил, что рекомендации и практики – не только не синонимы, но и не тождественные понятия, они обозначают совершенно разные сущности (рекомендации – модальность, практики – повторяющиеся действия). В документе же речь идёт именно о рекомендуемых практиках распространения рекламы, такие документы в мире и у нас принято называть кодексами добросовестных практик, подчеркнул Пётр Шелищ.

«Главное предназначение такого документа, на мой взгляд, – стать ориентиром для добросовестных субъектов распространения рекламы в «своей» лояльной аудитории и стандартом для тех из них, кто готов включиться в механизм саморегулирования рекламной деятельности (например, через нашу СРО). Вероятно, этому будет способствовать включение отдельных условий добросовестных практик в законодательство о рекламе в качестве требований к их продуктам, такие условия надо специально выделить в отдельном документе для рекомендации регуляторам»,

– добавил Пётр Шелищ.

Все участники совместного заседания, а среди них были Ирина Шурмина, руководитель Лаборатории рекламного права, Ирина Шейха, директор по юридическим вопросам и защите прав интеллектуальной собственности Ассоциации международных фармацевтических производителей, и другие, выразили общее мнение: документ пока ещё слабо проработан и нуждается в очень серьёзной корректировке.

Добавим, что сегодня, 16 апреля, состоялось заседание комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере рекламы, на котором также обсуждался этот же перечень рекомендаций. А 25 апреля вопрос о данных практиках вынесен на обсуждение членов правления СРО «АМИ «РС».

Итоги прошедших встреч читатели узнают из наших дальнейших публикаций.

(Соб. инф.)

Наш сайт использует файлы cookie для вашего максимального удобства. Пользуясь сайтом, вы даете согласие с политикой конфиденциальности.
Понятно