Рекламодатели вступились за тайну
22.02.2022
Источник: Коммерсантъ
Комиссия по связи Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) раскритиковала проект постановления правительства, по которому рекламодатели должны передавать Роскомнадзору сведения о стоимости рекламы, параметры аудитории и непосредственно саму рекламу. Эти данные составляют коммерческую тайну, их передача третьим лицам приведет к дополнительным расходам и рискам для бизнеса, считают в комиссии. В Роскомнадзоре настаивают, что сведения нужны для рассмотрения жалоб граждан. Но в Минцифры обещают доработать проект с учетом позиции бизнеса. “Ъ” ознакомился с отзывом комиссии РСПП на проект постановления правительства, разработанный Минцифры. Он утверждает состав данных, которые рекламодатели должны передавать Роскомнадзору по закону о единой системе учета рекламы в интернете. Проект был опубликован для общественного обсуждения на regulation.gov.ru 3 декабря. Закон о единой системе учета всей интернет-рекламы в России (см. “Ъ” от 18 мая 2021 года [ https://www.kommersant.ru/doc/4816939 ] ) был принят 17 июня 2021 года. Он предусматривает появление системы, отвечающей за сбор и обработку информации о размещенной в интернете рекламе. Ее созданием и ведением займется Роскомнадзор. Закон вступает в силу с 1 сентября. Проект постановления предполагает, что рекламодатели будут передавать в систему информацию о рекламодателе, распространителе и операторе рекламы (имя, ИНН, адрес и другие сведения), а также информацию о самой рекламе: объемах, стоимости, параметрах целевой аудитории. Кроме того, должна передаваться сама реклама и ее описание. Комиссия РСПП считает состав сведений для передачи избыточным, а передачу информации о самой рекламе «нецелесообразной и необоснованной». Это противоречит закону «О рекламе» и может привести к дополнительным финансовым расходам и рискам для бизнеса в связи с урегулированием передачи объектов авторских и смежных прав, следует из отзыва. Кроме того, отмечает РСПП, проект содержит требования о предоставлении информации, относящейся к коммерческой тайне: сведений о заключенных договорах, их цене, стоимости показа рекламы, параметрах целевой аудитории. В Роскомнадзоре “Ъ” пояснили, что доступ непосредственно к самой рекламе потребуется «для реализации полномочий уполномоченных органов власти в части контроля за соблюдением законодательства в области рекламы и информации, в том числе при рассмотрении обращений граждан». В Минцифры заверили, что «проект дорабатывается с учетом замечаний при участии всех заинтересованных сторон, в том числе бизнеса». Реестр может добавить прозрачности рекламному рынку, признают в «Яндексе». Но в то же время, уточняют в компании, ряд пунктов подзаконных актов «вызывает опасения, в том числе чрезмерный объем хранимой информации и обеспечение ее безопасности». О затратах пока говорить преждевременно, добавили в «Яндексе». В VK отказались от комментариев. Источник “Ъ” на рекламном рынке отметил, что ни в самом законе, ни в подзаконных актах не указано, кто будет иметь доступ к сведениям из реестра, представляющим коммерческую тайну. Это, по его мнению, создает риски перепродажи информации. 319,2 миллиарда рублей составил объем продаж рекламы в интернете в 2021 году, по оценке IAB. Больше всего рекламодателей тревожит неопределенность того, в каких именно целях будут использоваться собранные сведения, подтверждает партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Юрист согласен, что реестр поможет регуляторам отслеживать нарушения. «Помимо вполне очевидных запретов и ограничений на рекламу алкоголя, табачной и никотинсодержащей продукции, рецептурных медикаментов, наркотических средств, они могут касаться, например, рекламы признанных экстремистскими и террористическими организаций, призывов к участию в неких политических акциях». Но, добавляет господин Горбунов, столь обширная база данных, которая существенно облегчает привлечение к административной или даже уголовной ответственности, «не может не создавать напряжения среди участников рынка». Анастасия Гаврилюк