Какие правила должны соблюдать СМИ, предоставляя скидки рекламодателям?
23.04.2025
Источник:
СППИ ГИПП
Вопрос: какова максимально возможная скидка за размещение рекламы в СМИ и каковы риски у СМИ за предоставление высокой скидки (выше 50 – 70%)? Каковы варианты избежать неприятностей с антимонопольной и налоговой службами?
Пример: печатное СМИ (журнал) готово предоставить скидку постоянному рекламодателю в размере 80% за годовой контракт. Имеются официальные прайсы (тарифы), утвержденные главным редактором СМИ, договор с рекламодателем, фиксирующий стоимость размещения (и она ниже, то есть со скидкой). Не является ли такой вариант работы СМИ с рекламодателем противоречащим закону?
Отвечает Светлана Лебедева, медиаэксперт:
Скидки — важный маркетинговый ход, используемый компаниями для поощрения покупателя за те или иные действия. Например, за регулярную покупку большого объема услуг.
В законодательстве нет запретов или ограничений на представление скидок. Но система скидок, используемая вашей организацией, должна быть экономически обоснована и документально закреплена во внутренних документах организации, например, в Положении о скидках, предоставляемых клиентам.
В случае отсутствия надлежащим образом оформленного обоснования и самого факта предоставления скидки компания-продавец несет риски наступления неблагоприятных последствий:
- Налоговые проверки и риски доначисления налога на прибыль
При отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода (п. 2 ст. 40 НК РФ) налоговые органы вправе проверить правильность применения цен по сделкам.
При отсутствии правильного документооборота компании-продавцу будет тяжело отстаивать свою позицию в споре с налоговым органом как на этапе представления возражений по акту налоговой проверки, так и в суде.
- Риски, связанные с трактовкой предоставленной внушительной скидки как дискриминационного акта или акта недобросовестный конкуренции
В соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции», компания не должна совершать действия, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречит обычаем делового оборота и/или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, а также формировать неравный подход к приобретателям идентичного по своей природе, содержанию и объему товара (услуги).
Именно наличие надлежащим образом оформленного обоснования в виде «Положения о скидках» или «Политики предоставления скидок» позволяет компании избежать описанных рисков.
Что важно учитывать при разработке Положения о скидках?
Вот несколько рекомендаций с учетом сложившейся правоприменительной практики:
- Положение о скидках должно иметь статус официального внутреннего документа организации и утверждаться Директором компании.
- В документе должна быть четко определена цель предоставления скидок.
Например, «скидки предоставляется только в целях стимулирования покупательской активности, поддержки и дальнейшего развития реализации услуг ООО «…»
- Однозначно определять, на какие товары или услуги компании распространяются данные скидки (в случае наличия таких ограничений).
- Определить, на какой период распространяется действие скидок.
- Максимально конкретизировать критерии, которые используются при определении размера скидки. Это может быть одно или несколько оснований.
- Описать правила для пограничных случаев.
Например, когда Заказчик имеет право претендовать на скидки по нескольким основаниям, в этом случае Заказчику предоставляется скидка с максимальный размером или скидки суммируются?
- Исчерпывающе описать все варианты скидок (шкала, таблица и пр.)
- Указать, что скидки не выплачиваются в денежной форме или другом эквиваленте.
- Указать источник, где потенциальные и реальные Заказчики могут ознакомиться с условиями вашей «Политики предоставления скидок».
- Описать порядок предоставления и условия снятия скидок и пр.
Рекомендуем при разработке «Положения о скидках» также согласовать его с бухгалтерией или финансовой службой, чтобы учесть особенности вашего налогообложения.