Что делать, если вы получили претензию о нарушении авторских прав?
24.04.2025
Источник:
t.me/lawyerkuzevanova
Давно обещала вам дать алгоритм действий в случае получения претензий от доверительных управляющих о нарушении авторских прав. Эти претензии однотипные и действовать лучше адекватно ситуации и принимая во внимания складывающуюся судебную практику. Тем не менее до сих пор медиа, бизнес умудряются делать всё возможное, чтобы еще сильно навлечь на себя проблем. Поэтому давайте разбираться...
1. Не паникуйте!
Вы не первые и не последние. Доверительных управляющих много, претензии их часто обоснованные, но договориться об урегулировании конфликта реально досудебно. Причем с наименьшими финансовыми потерями для вас
2. Изучите внимательно претензию на предмет изъянов
Проверьте «по адресу» ли заявлены требования. Часто некорректно определен владелец сайта или страницы в соцсети, редакция СМИ или иной нарушитель. Если требования заявлены не к тому лицу, можно избежать ответственности. Практически всегда в претензии представлены доказательства авторства спорной фотографии и правомочия на представление интересов автора. Но если этого нет, то нужно запросить документы, чтобы убедиться в законности и обоснованности требований.
3. Проверьте условия свободного использования
Не подпадает ли спорная фотография под них. Например, вы не просто использовали чужое фото, это было цитирование. Или может есть доказательства скачивания фотографии со стока. Напомню, что ссылка на источник фото или указание имени автора вас ни от чего не спасает. Если не было свободного использования и вы не получали письменное разрешение у автора – вы скорее всего нарушили закон.
4. Свяжитесь с доверительным управляющим или подготовьте ответ на претензию
Самая неразумная тактика - не реагировать на претензию. Ее, как ни странно, предпочитают многие. Доверительные управляющие защищают права авторов на профессиональной основе. Претензионный порядок в авторских спорах в арбитражных судах обязателен. Если они направили претензию, и вы не отреагировали, следующий этап – иск в суд.
5. Всегда обсуждайте снижение суммы
У меня в практике не было ни одной претензии, по которой доверительный управляющий не готов был снижать сумму компенсации. Но было много доверителей, кто даже не подумал или не попробовал об этом просить. Умелое ведение переговоров самостоятельно или с помощью юриста – залог значительного снижения размера компенсации.
6. Взвесьте все риски
Если вы решите отказывать в выплате компенсации, просчитайте шансы на положительное решение в суде и возможные финансовые потери в случае проигрыша. Помните, что компенсация может рассчитываться несколькими способами. И в одном случае суд вправе ее снижать вплоть до 10 тысяч, а в другом - должен взыскать в заявленной двукратной стоимости права использования. И это может быть очень внушительная сумма. Плюс в случае проигрыша доверительный управляющий будет заявлять судебные расходы. Ну и вам, возможно, придется потратиться на юриста. Есть нарушители, которые не хотят добровольно платить принципиально. Не осуждаю, у каждого свои мотивы. Но такое решение должно быть точно осознанным и взвешенным.
7. Платите только после подписания досудебного соглашения
Не платите компенсацию просто так и непонятно куда. Доверительный управляющий пришлет вам досудебное соглашение, прочитайте внимательно его условия, подпишите и при оплате укажите по какой именно претензии производится компенсация. Встречаются случаи, когда претензии направляются повторно за одну и ту же спорную фотографию. Поэтому нужны доказательства досудебного урегулирования спора.
8. Скорректируйте свой регламент работы с изображениями
Единственный способ избавиться от претензий от доверительных управляющих – перестать нарушать чужие авторские права и брать фотографии из интернета без разрешения. Претензия – это не только неприятность, но и ценный опыт, позволяющий сделать вашу работу более безопасной.