Стена платы

Источник: 

ADPASS
Стена платы

Изображение: ADPASS

Доступ к эксклюзивному контенту на РБК вскоре станет платным. Это неоднозначное решение медиахолдинг принял, пытаясь увеличить число подписчиков и улучшить финансовые показатели. Платная подписная модель не означает, что на сайте издания отключат рекламу или ее станет меньше. Стоимость подписки на РБК пока неизвестна. ADPASS рассказывает что такое paywall, вспоминает пионеров этого вида монетизации в России и в мире, публикует топ-5 международных изданий с самой большой платной аудиторией и сравнивает цены на цифровые подписки.

Медиахолдинг РБК рассматривает возможность начнет брать плату за доступ к эксклюзивному контенту. Внедрение новой системы ожидается весной-летом 2025 года. Действующий подписной проект «РБК Pro» достиг поставленных целей по ключевым показателям эффективности (KPI) в 2024 году, но темпы прироста подписчиков снизились, рассказали «Ведомостям» «два собеседника в одноименном медиахолдинге». Ожидается, что эксклюзивный контент за пейволом станет стимулом для привлечения новых подписчиков. При этом реклама на сайте останется важной частью бизнес-модели компании. Сколько будет стоить подписка на эксклюзивные материалы РБК неизвестно.

Сейчас платный контент на РБК распространяется через сервис «РБК Про». Эта платформа, запущенная в 2019 году, на которой публикуются материалы от ведущих экспертов, аналитиков и руководителей крупных компаний. Подписчики имеют доступ к различным материалам, включая лекции профессоров MBA и встречи с героями публикаций. Стоимость базовой подписки составляет 1100 рублей в месяц при автоматическом продлении подписки или 1800 рублей без него.

Помимо интернет-портала rbc.ru, медиахолдинг РБК владеет телеканалом, печатной газетой и рядом других проектов, таких как «РБК Недвижимость» и «РБК Стиль».

Что такое paywall и его виды

Пейволл — вид монетизации электронного издания, аналогичный подписке на бумажную газету. Это плата за то, чтобы ознакомиться с контентом издания на сайте или в мобильном приложении.

Существует несколько типов paywall:

  • Жесткий paywall (Hard paywall). Полный доступ к контенту предоставляется только подписчикам. Неподписанные пользователи не могут просматривать статьи или материалы.

  • Мягкий paywall (Soft paywall). Позволяет пользователям просматривать ограниченное количество статей бесплатно (например, 3–5 статей в месяц), после чего требуется подписка для дальнейшего доступа.

  • Метод freemium. Предоставляет базовый контент бесплатно, но за доступ к премиум-контенту или дополнительным функциям (например, аналитике, эксклюзивным статьям) требуется подписка.

  • Paywall с подпиской на уровне контента. Позволяет подписываться на определенные разделы или типы контента (например, только на спортивные статьи или аналитические материалы).

  • Paywall с доступом по времени. Предлагает доступ к контенту на ограниченный период (например, 24 часа) за определенную плату.

  • Paywall с микроплатежами. Позволяет оплачивать доступ к отдельным статьям и материалам, вместо подписки на весь контент.

Как издатели paywall запускали: краткая история платных подписок в мире и в России

Первым изданием в мире, которое ввело paywall, считается The Wall Street Journal. В январе 1997 года сразу после запуска своего сайта газета начала использовать платную модель, ограничивая доступ к своему контенту для неподписанных пользователей. Тогда стоимость подписки на WSJ была $50 в год.

Модель монетизации оказалась более чем успешной. К апрелю 1998 года у WSJ было более 200 тыс. подписчиков. Пример издания оказался заразительным и аналогичные системы для монетизации своего контента стали применять и другие издания.

В июле 1998 года $35 в месяц с читателей стала требовать The New York Times, а в октябре $25 в год — общественно-политический сайт Salon. За ними последовали USA Today и The Washington Post, предложившие подписчикам заплатить за доступ к эксклюзивам.

В России пионером платного доступа к электронной версии периодического издания для всех желающих в марте 2010 года стал издательский дом «Эксперт», выпускающий одноименный журнал, а ранее также D’ («Д-Штрих») и «Русский репортер». Но это не был пейвол в современном понимании. Чтобы ознакомиться с материалами, размещенными в электронном варианте свежего номера издания, читатель должен был оформить подписку, после чего он мог скачать pdf-версию издания. Месячный доступ к материалам «Эксперта» обходился в 330 рублей, «Русского репортера» — 200 рублей, а годовая подписка на электронную версию D’ стоила 999 рублей. Кроме того, можно было купить доступ к одной определенной статье за 45 рублей. В этом случае оплата проводилась через SMS.

Частично платный доступ к материалам тогда уже предлагала газета «Ведомости», но он предоставлялся только корпоративным клиентам издания, которые имели возможность оформить электронную подписку на архив.

Первой российской газетой, установившей полноценный paywall на своем сайте в июле 2011 года, стали «Ведомости». Изначально для каждого читателя без подписки были доступны 13 статей в месяц, но впоследствии все материалы были поделены на открытые и закрытые: первые доступны всем без ограничений, а вторые — только постоянным читателям. Полугодовая подписка стоила 2370 рублей.

В январе 2014 года плату за чтение статей и заметок на своем сайте ввел журнал The New Times (доступ к сайту за 4200 рублей в год), а в июле — интернет-издание Slon.ru (390 рублей в месяц и 2900 рублей за год).

Лучшие пэйволисты мира

По данным исследования издания Press Gazette, у крупнейших в мире издателей платных англоязычных новостей и журналов в настоящее время насчитывается более 44,7 млн ​​цифровых подписчиков. Лидеров по их количеству издание собирает в «Клуб 100 тысяч», куда входят порталы, платная аудитория которых превышает это число.

Вот топ-5 англоязычных изданий с самыми большими платными подписными базами в мире:

1. The New York Times Company: 10,8 млн подписчиков

В четвертом квартале 2024 года у New York Times Company было 10,82 млн подписчиков только на цифровую версию (9,7 млн ​​годом ранее). Из них половина (5,44 млн) платят за пакет подписки или комбинацию ее продуктов. При этом почти треть подписчиков платят только за его неосновные новостные продукты: The Athletic, Audio, Games, Wirecutter или Cooking.

2. The Wall Street Journal: 3,8 миллиона подписчиков

За последние три месяца 2024 года среднее число подписчиков цифрового издания Wall Street Journal составило 3,78 млн, что на 7% больше, чем за тот же квартал 2023 года. Цифровые подписки составили 90% от общего числа подписок бренда, которое достигло 4,22 млн.

3. The Washington Post: 2,5 миллиона подписчиков

The Washington Post не разглашает количество своих подписчиков, но, по имеющимся данным, за последние три года их среднее число составляло 2,5 млн. The Wall Street Journal сообщал, что число цифровых подписчиков Washington Post достигло пика 3 млн в начале 2021 года. Сокращение числа подписчиков может быть связано с политической позицией издания, которое отказалось поддержать кандидата в президенты США Камалу Харрис. Сообщалось, что около 250 тыс. подписчиков отменили подписку в знак протеста против решения владельца The Washington Post Джеффа Безоса не поддерживать кандидата на своих страницах. Сейчас издание пытается оздоровить свое финансовое положение под руководством генерального директора Уильяма Льюиса, который в прошлом году сообщил сотрудникам, что в 2023 году издание потеряло $77 млн из-за падения числа подписчиков и сокращения аудитории на 50% с 2020 года.

4. Gannett Media: 2 млн подписчиков

Gannett Media (Gannett Company, Inc.) — американский медиахолдинг, в который, в частности, входят издания USA Today и USA Weekend, около 10 локальных изданий и 23 телестанции. По состоянию на 30 сентября 2024 года количество платных цифровых подписок Gannett Media достигло 1,95 млн, что на 3% больше, чем годом ранее. Зв 2024 год доходы от цифровых подписок медиахолдинга выросли на 25% до $50,1 млн.

5. Us Weekly: 1,6 млн подписчиков

По данным Альянса проверенных СМИ США (некоммерческая организация, созданная для обеспечения прозрачности СМИ и доверия между рекламодателями и медиакомпаниями), журнал о знаменитостях и развлечениях Us Weekly имеет платный цифровой тираж 1,63 млн экземпляров. К этому можно добавить 51,9 тыс. цифровых подписчиков, которые знакомятся с материалами издания через сервис Apple News+ и приложение Readly.

Сравнение цен на доступ к российским и иностранным изданиям, которые используют пейволл (цены на цифровые версии без учета скидок)

Международные издания использующие paywall

The New York Times — от $6.25 в неделю

The Washington Post — от $10 в месяц

The Wall Street Journal — от $38.99 в месяц

Financial Times — от £39 в месяц

Тhe Economist — от $22,9 в месяц

Bloomberg — от £29,99 в месяц

Der Spiegel (Германия) — от €26,99 в месяц

Le Monde (Франция) — от €12.99 в месяцEl País (Испания) — от €18 в месяц

Corriere della Sera (Италия) — от €3.99 в месяц

Русскоязычные издания, использующие Paywall

«Ведомости» — предлагает подписку на доступ к полным статьям и аналитике. 690 рублей в месяц.

РБК — часть контента (РБК Pro) доступна только по подписке. 1800 рублей в месяц.

The Bell (признан иностранным агентом и заблокирован в РФ) — использует модель подписки для доступа к аналитическим материалам и новостям. 5940 рублей на полгода.

Republic (признан иностранным агентом и заблокирован в РФ) — предлагает платный доступ к некоторым материалам и эксклюзивным статьям. 1500 рублей в месяц.