Чью аудиторию будет считать Mediascope

Источник: РБК

Чью аудиторию будет считать Mediascope

В Роскомнадзоре определили перечень сайтов, чью аудиторию будет считать исследовательская компания Mediascope. По закону отказать измерителю – как это три года назад сделал «Яндекс» — владельцы выбранных площадок не имеют права. Комиссия по отбору уполномоченной организации по исследованию объема аудитории при Роскомнадзоре на своем заседании 2 февраля 2022 года согласовала 79 интернет-площадок, аудитория которых требует постоянного и систематического анализа. Полный список этих ресурсов приведен в опубликованном службой протоколе заседания комиссии. В комиссию входят как чиновники (замминистра цифрового развития Бэлла Черкасова, заместитель руководителя Роскомнадзора Вадим Субботин), так и главы крупных медиахолдингов (Светлана Баланова из Национальной медиа группы, Олег Добродеев из ВГТРК, Александр Жаров из «Газпром-Медиа», Вячеслав Муругов из «СТС Медиа») и топ-менеджеры интернет-компаний (Татьяна Доброхвалова из Rambler, Владимир Габриелян из VK). Сформировать перечень сайтов необходимо в соответствии с принятым в прошлом году законом, в соответствии с которым еще осенью 2021 года должен в России был появиться официальный измеритель аудитории интернета. Такой исследователь, согласно закону, должен на постоянной основе считать аудиторию новостных агрегаторов, аудиовизуальных сервисов и других ресурсов, которые Роскомнадзору порекомендует специально созданная комиссия. Ключевым положением нового закона является то, что владелец сайта, чью аудиторию необходимо постоянно считать и анализировать, обязан обеспечить уполномоченному Роскомнадзору измерителю «возможность проведения исследования аудитории». Собственник такого ресурса должен либо установить на сайте используемое измерителем оборудование, либо предоставить этому измерителю данные, «необходимые и достаточные для проведения исследования». Измерителем аудитории Рунета на заседании 2 февраля была выбрана компания Mediascope, основным владельцем которой с 2016 года является государственный ВЦИОМ и которая с 2017 года выступает уполномоченным Роскомнадзором измерителем телевизионной аудитории. По итогам заседания Mediascope до 9 февраля должен представить в Роскомнадзор прогнозный план-график проведения исследования 79 избранных сайтов, следует из опубликованного протокола. Обязательным сотрудничество с Mediascope становится для 27 аудиовизуальных сервисов. Среди них, например, онлайн-кинотеатры Okko (принадлежит Сбербанку), Premier («Газпром-Медиа»), ivi (пул инвесторов, среди которых РФПИ, Baring Vostok, Milhouse Романа Абрамовича), американский Netflix (интересы в России представляет Национальная медиа группа), а также «Кинопоиск» («Яндекс»). Включены в перечень и четыре новостных агрегатора – «Яндекс.Новости», «Rambler/новости», СМИ2 и «Новости@Mail.ru». Социальные сети представлены восемью площадками, в том числе пока не «преземлившимися», то есть не имеющими своих представительств в России, Facebook, Instagram, Twitter, а также YouTube. СМИ представляют 26 попавших в перечень ресурсов, среди них, например, сайты «Коммерсанта», «Эха Москвы», ТАСС, «Аргументов и фактов». Будет также измеряться аудитория интернет-версий телеканалов первого и второго цифровых мультиплексов («Первый канал», РЕН ТВ, СТС, «Звезда», «Спас» и др.). Присутствуют в перечне также сервисы «Яндекс.Дзен», «Яндекс.Видео», «Mail Видео» и принадлежащий «Газпром-Медиа» RuTube. Подавляющее большинство перечисленных площадок уже давно сотрудничает с Mediascope, чьи первые измерения Рунета, тогда еще только в отдельно взятой Москве, были представлены публично в 2006 году. Но есть и примеры, когда площадки отказывались работать с исследователем. Например, в 2019 году «Яндекс» убрал со всех своих страниц счетчики Mediascope. В интернет-компании тогда объяснили это решение поиском «баланса между предоставлением дополнительных гарантий качества рекламодателям и защитой данных пользователей». «Можно чем угодно мотивировать отказ от желания быть аудированным, но в реальности любому стороннему человеку ясно, что это попытка скрыть какую-то нежелательную правду», – отмечал тогда директор по маркетинговым технологиям рекламной группы OMD OM Сергей Ефимов. Позже «Яндекс» и Mediascope объявили, что возобновляют сотрудничество, но измеритель до сих пор дает лишь выборочную информацию по проектам «Яндекса». Управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян входит в Комиссию по отбору уполномоченной организации по исследованию объема аудитории, но в заседании 2 февраля, как следует из протокола, участия не принимал. Принципиально не сотрудничает с измерителями аудитории Google, чей сервис YouTube попал в перечень подлежащих обязательному замеру площадок. РБК направил запросы в Mediascope, «Яндекс» и Google. Как Mediascope считает аудиторию Рунета Mediascope считает аудиторию интернет-ресурсов двумя способами. Прежде всего измеритель формирует так называемую панель – группу респондентов, чье поведение в Сети собирается отслеживать. Сейчас у компании есть одна панель более чем из 15 тыс. человек, работающих на десктопах, и вторая – более 14 тыс. человек, использующих мобильные устройства. Поведение всех этих панелистов экстраполируется на все население страны старше 12 лет. Как ведут себя респонденты в цифровой среде, можно проследить при помощи так называемой site-centric-модели, когда на сайтах устанавливаются специальные счетчики, которые не просто считают всех уникальных пользователей, но и «ловят» панелистов. Без согласия владельца площадки такие измерения невозможны. Но поскольку установить счетчики абсолютно на всех сайтах нереально, то задействуется еще и так называемая user-centric-модель. На устройстве панелиста ставится специальное программное обеспечение, которое отслеживает весь путь респондента в Сети. Полученные таким методом данные затем «перевзвешиваются» на основе информации, собранной при помощи более детальной site-centric-модели.