Аудитория соцсетей продолжает искать замену западным сервисам
12.08.2022
Источник: Российcкая газета
VK опубликовала финансовый отчет за второй квартал 2022 года. Выручка компании выросла на 4%. Соцсети холдинга и рекламодатели фиксируют переток аудитории, но говорить о том, что рынок соцсетей и тех, для кого они являются источником дохода, стабилизировался, пока не приходится. Не до конца пока ясно и то, куда же делась основная часть аудитории западных ресурсов. Как следует из отчета, самый заметный переток случился в сфере малого и среднего бизнеса, благодаря чему число платящих рекламодателей увеличилось на 89%. Аудитория соцсетей также выросла: число новых регистраций во «ВКонтакте» увеличилось на 12%, а в «Одноклассниках» – на 35%. Все это можно оценивать как результат ухода из России крупных западных площадок, в первую очередь Instagram и Facebook, принадлежащих Meta (признана экстремистской в России). «VK сейчас стала естественным монополистом, туда перешли крупные блогеры из Instagram и TikTok, сама площадка стала предлагать систему монетизации для авторов оригинального контента. Неясно, будет ли VK выкатывать свой фотохостинг или же сосредоточится исключительно на развитии коротких видеоисторий», – отмечает Мария Сорвачева, digital-директор коммуникационного агентства Svoboda Agency. Немного менее ярко все выглядит для ОК, также принадлежащей VK. Действительно, во втором квартале количество новых регистраций пользователей выросло на 35% год к году. Как пояснили в компании – в особенности благодаря пользователям в возрастной группе 25-45 лет. Однако, по данным Mediascope, во «ВКонтакте» в период с февраля по июнь среднесуточный охват вырос с 46,1 млн до 49,8 млн пользователей. Что же до ОК, то там рост зафиксирован всего лишь с 20,005 млн до 20,014 млн человек. Так что можно предположить, что пользователи активно создавали учетные записи в качестве своеобразного резерва, но пользоваться по-прежнему предпочитают другими площадками. Есть и другая версия. «ВКонтакте» успешно пробуждает аудиторию, которая имела профили, но месяцами и годами не заходила в них», – полагает Сергей Стукалов, digital-директор коммуникационной компании «Михайлов и Партнеры». Более стабильной нынешнюю ситуацию в соцсетях с точки зрения рекламы считает Таня Иванова, генеральный директор агентства Hello blogger. «Текущую ситуацию на рекламном рынке еще сложно назвать стабилизировавшейся, но однозначно – более стабильной. Игроки рынка определили для себя ключевые форматы для рекламных кампаний, но не могу сказать, что вижу большой упор в сторону ВК», – полагает она. Рост статистики сервиса VK Клипы стал одним из самых ярких за отчетный период. Так, по данным отчета, ежедневные просмотры в сервисе VK Клипы во втором квартале за год выросли в 2,5 раза и составили в среднем 688 млн. Это стало рекордом Клипов за все время существования сервиса. «VK Видео – единственная полноценная видеоплатформа в России на данный момент. Например, Rutube нужно 3-4 года, чтобы приблизиться к качеству видеоплатформы VK», – отмечает Стукалов. Падение цифр заблокированных соцсетей продолжается. По данным Mediascope, аудитория Facebook снизилась с 8,9 млн среднесуточного охвата в феврале до 1,9 млн в июне. В Instagram картина схожая – среднесуточные охваты снизились с 38,4 млн до 10,9 млн человек. Если же посмотреть на сессии продолжительностью более 5 минут (краткосрочные сессии могут состоять в том, что пользователь заходит в соцсеть, видит, что у него ничего не грузится, и выходит), то падение еще более существенное – 298,6 тыс. и 5,3 млн пользователей в Facebook и Instagram соответственно в июне 2022 года. В этой ситуации остается открытым вопрос, где же проводят время те пользователи, что покинули заблокированные соцсети и не пришли на российские площадки.