Правовое регулирование деятельности СМИ: современные вызовы

Источник: 

legalforum.info
Правовое регулирование деятельности СМИ: современные вызовы

Изображение: legalforum.info

Искусственный интеллект становится важным инструментом в работе СМИ, при этом вопросы защиты информации и свободы слова, авторских прав и личных данных требуют тщательного регулирования. В условиях СВО Россия сталкивается с необходимостью защиты своего информационного пространства и обеспечения достоверности контента. Необходимо найти баланс между свободой творческой деятельности и мерами по обеспечению информационной безопасности государства. К такому заключению пришли участники сессии «Правовое регулирование деятельности СМИ: современные вызовы» на Петербургском международном юридическом форуме - 2025.   

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ 

Необходим баланс свободы слова и пределов регулирования

«Мы должны понимать, где пределы регулирования, и найти баланс, золотую середину. Наверное, это самое важное для всей сферы юриспруденции как регулятора», — административный директор Информационного агентства России «ТАСС» Андрей Миняев.

Формирование культуры осознанного отношения к информации

«Главное — это еще и осознанное отношение людей к той информации, которую воспринимают, чтобы они учились различать достоверный и недостоверный источник», — директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Екатерина Ларина.

Человек создает новые смыслы, ИИ их перерабатывает

«Я сильно сомневаюсь в том, чтобы искусственный интеллект мог родить что-то новое. Это все-таки переработка и определенная вторичность. Поэтому сейчас разрабатывают стратегии развития креативной экономики <...> рождение новых смыслов, новых ценностей — это человек. А искусственный интеллект — это подспорье», — директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Екатерина Ларина.

ПРОБЛЕМЫ 

Давление на международные медиа-представительства России

«Практически все представительства РТ за рубежом были закрыты, когда началось СВО. То есть мы начали сталкиваться с достаточно серьезным давлением, о чем мы неоднократно рассказывали. На предыдущих форумах у нас закрывались офисы в Германии, во Франции, в Америке. В Америке мы довольно давно находились под фардой, как иноагенты», — руководитель службы правового сопровождения вещания Телеканала RT Елизавета Худякова.

Возрастающее давление на российских журналистов

«Давить на Россию, давить на российских журналистов все-таки не получается, мы всегда найдем выход из самых сложных ситуаций. Если нам не дают возможность аккредитации на мероприятия в традиционных СМИ, работы с традиционными зарубежными СМИ, попадания на мероприятия и события, то будем использовать современные методы, механизмы, инструменты», — административный директор Информационного агентства России «ТАСС» Андрей Миняев.

Оперативное реагирование на неправомочный контент затруднено

«Мы находимся в постоянной коммуникации с регулятором, обращаем внимание на болевые зоны, которые не позволяют оперативно блокировать неправомерно размещенный контент. И, в частности, выходим к регулятору с комментариями о том, как оперативно реагировать на проблемы неправомерного размещения контента, как блокировать его наиболее эффективным образом», — заместитель генерального директора АО «Газпром-Медиа Холдинг» Людмила Смирнова.

Недостаточность механизмов проверки и точности передачи информации

«Одна из проблем, которые у нас сейчас есть в современном информационном пространстве, — это проверка достоверности информации и точность ее передачи», — директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Екатерина Ларина.

Дипфейки пока не вызвали массового недоверия

«Кто из вас купился и повелся за последнее время на видео в сети, которое создано дипфейком? Поднимите руку. И я тоже нет. То есть проблема еще не появилась, а мы ее уже боимся, и страх в этом месте, скорее всего, проблему снимет вообще», — директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекс Александр Крайнов.

Необходимо сбалансировать права граждан и защиту персональных данных

«Очень важно не допускать злоупотреблений правами, потому что это тонкий вопрос на стыке права и этики. Каждый запрос нужно изучить и понять, каким образом на него ответить, чтобы не нарушать и право граждан на доступ к информации, и не допускать утечки персональных данных, и не допускать искажения информации», — директор дирекции корпоративной работы МИА «Россия сегодня» Иван Резников.

РЕШЕНИЯ 

Информационная работа через социальные платформы

«Нам помогают мессенджеры, наши социальные сети. Многие иностранные граждане получают сейчас основную информацию по этим каналам. Поэтому находим варианты. Нас давят, но мы выживаем», — административный директор Информационного агентства России «ТАСС» Андрей Миняев.

Защита интеллектуальной собственности с помощью искусственного интеллекта

«Мы выстраиваем внутри систему, которую мы называем системой IP-комплайенса. Существует специальный департамент обеспечения защиты интеллектуальной собственности, ДОЗИС, который работает именно на то, чтобы в ежедневном режиме отслеживать те ресурсы, на которых контент публикуется незаконно. Это происходит как в режиме ручного отслеживания размещения контента, так и с использованием технологий компьютерного зрения, искусственного интеллекта, технологии фингертипс, когда мы создаем некие цифровые отпечатки нашего контента, и затем уже компьютерная система может отслеживать его репликацию на других ресурсах», — заместитель генерального директора АО «Газпром-Медиа Холдинг» Людмила Смирнова.

Активное взаимодействие с механизмами регулирования медиа-сферы

«Мы активно взаимодействуем с регулятором, активно выдаем свои сообщения, направленные на то, чтобы совершенствовать нашу правовую среду с точки зрения развития регулирования деятельности СМИ», — заместитель генерального директора АО «Газпром-Медиа Холдинг» Людмила Смирнова.

 

* Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс roscongress.org