Почему читать – это модно

Источник: 

Дагестанская правда
Почему читать – это модно

Изображение: Дагестанская правда

Разные люди приходят к нам в редакцию: кто-то со своими проблемами, кто-то с чужими. А вот Гусейн Давыдов каждую пятницу забирает газеты, которые я в течение недели для него откладываю. «С удовольствием бы подписался на любимую «Дагправду», но боюсь, что она до меня не дойдет. Почтовые ящики в нашем подъезде отсутствуют, ходить же ежедневно на почту или в киоск за корреспонденцией здоровье не позволяет. Да и далеко…», – сетует ветеран.

Было время, читать газеты считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, широкого кругозора. К сожалению, то, что было модно раньше, стало терять актуальность. Дедушка Гусейн всю жизнь работал учителем – за его плечами 60 лет педагогического стажа. И он глубоко убежден, что чтение книг, газет, журналов дает толчок мысли, обогащает внутренний мир человека, расширяя его, избавляя от суеверий и предрассудков. Трудно с ним не согласиться.

***

А почтовые ящики действительно исчезли. Новые дома сдают в эксплуатацию без них, в старых давно уже ничего не осталось. В результате газета теряет читателей. Ну и известная проблема с недостаточным количеством киосков явно не способствует росту тиражей. Хотя здесь имеются некоторые подвижки.

Так, постановлением от 6 июля 2024 года № 919 Правительство РФ установило норматив минимальной обеспеченности населения точками продажи печатной продукции. Утвердить такие показатели с учетом региональной специфики все субъекты должны будут в течение полугода. Ожидается, что принятое решение посодействует обеспечению доступности печатной продукции для граждан страны. Региональные власти будут обязаны следить за тем, чтобы число киосков и других точек продажи газет и журналов на вверенных им территориях не отклонялось от норматива.

Получается, постановление правительства в определенной степени узаконивает ответственность руководителей на местах за сохранение торговых точек, где реализуется газетно-журнальная продукция. Интересно, а что думают обо всем этом сами участники печатного рынка? Слово – руководителю ГАУ РД «Дагпечать» Текрару Ахмедову (на снимке).

– Тема очень важная, руководство республики это понимает, – говорит он. – Вопросы повышения эффективности распространения газетно-журнальной продукции и увеличения подписок на печатные издания обсуждались в марте этого года под руководством премьер-министра Абдулмуслима Абдулмуслимова. Было отмечено, что чиновники недостаточно вовлечены в решение вопроса падающих объемов продаж республиканских изданий. Обеспеченность населения Дагестана киосками и павильонами прессы на сегодня составляет всего 11,8 %, в связи с чем Агентству информации и печати РД поручено во взаимодействии с руководителями муниципальных образований, на территории которых отсутствуют киоски, принять срочные меры для их размещения. Работа в данном направлении ведется очень активно.

***

В настоящее время в республике 59 торговых объектов по продаже периодической печати. Показатель крайне низкий, подчеркивает Текрар Гамдуллаевич, особенно если учесть тот факт, что информационная война в современных условиях превратилась в реальность.

– Сейчас идет борьба за умы, а негосударственные СМИ, соцсети, откуда люди черпают информацию, часто грешат тем, что распространяют фейки, непроверенные сведения. И в такой ситуации озабоченность вышестоящего руководства вполне объяснима. Горная часть Дагестана практически не охвачена стационарными объектами. К примеру, в Ботлихском, Буйнакском, Гунибском, Дахадаевском, Казбековском, Докузпаринском, Кизилюртовском, Левашинском, Курахском районах вообще отсутствуют киоски/павильоны. Это никуда не годится! – не скрывает своего возмущения наш собеседник.

В ряде муниципалитетов, с его слов, ответственно подошли к этой работе, определившись с территорией/объектами, где будет распространяться периодика. В частности он выделил города Дербент, Южно-Сухокумск, Дербентский, Ахвахский, Гергебильский, Кайтагский, Цунтинский районы.

– Теперь мы отрабатываем дальнейшее взаимодействие с главами этих муниципальных образований. На повестке – вопрос штатной численности наших киоскеров. Плюс ведем переговоры, чтобы расходы на оплату труда продавцов тоже взяли на себя горрайадминистрации. Кроме того, занимаемся поиском инвесторов для привлечения на основе государственно-частного партнерства: одно дело – найти свободный участок, но нужны ведь еще киоски. В бюджете нашего учреждения средства на эти цели не заложены, – отмечает Текрар Ахмедов.

***

Основное внимание, разумеется, будет уделено городам, где сосредоточена большая часть населения Дагестана. Вместе с тем по Махачкале и Каспийску схемы размещения торговых объектов до сих пор не утверждены.

– Мы подготовили пакет документов, предложили администрации столицы представить свое видение по тем объектам и территориям, по которым нами даны предложения. В Махачкале в данный момент 24 киоска, что абсолютно не соответствует запросам города-миллионника, по нормативу должно быть 60, – поясняет руководитель «Дагпечати».

Надо понимать, что, когда речь заходит о чтении печатных изданий, мы говорим о познавательной деятельности, направленной на  удовлетворение внутренней страсти человека, формирование духовно зрелого, просвещенного, культурного гражданина своей страны. На этом акцентирует внимание и Текрар Гамдуллаевич.

– Я не вижу, чтобы сегодняшняя молодежь читала прессу, – с сожалением констатирует он. – А должна читать. Что есть в гаджетах? Сухая информация: там-то и там-то случилось то-то. Газета же раскрывает суть той или иной проблемы, дает ответы на многие вопросы. Парадоксальная вещь: школы не выписывают СМИ на национальных языках. А сколько людей работает над тем, чтобы эти издания выпустить: редколлегия, корректора, корреспонденты, фотографы… За каждой статьей – огромный труд 10–15-ти человек. Наверное, в том числе по этой причине современные дети в большинстве своем не владеют родным языком. А нет языка – нет традиций, обычаев. Это ведь тоже один из элементов патриотизма. Считаю, надо повернуться лицом к этой проблеме, и медлить тут ни в коем случае нельзя.

***

Проблема есть, мы ее в очередной раз обозначили. Но при этом Текрар Ахмедов убежден: будущее – именно за печатными СМИ. И со своей стороны он готов во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами делать всё необходимое, чтобы чтение с «бумаги» снова стало модным.

По инициативе руководства «Дагпечати» на базе Штаба общественной поддержки создано волонтерское движение «Читаем вместе» (проект направлен на популяризацию чтения).

Волонтеры раздают газеты по всему городу. Граждане уже оценили креативный подход молодежи, благодарят инициаторов проекта за привлечение внимания к чтению. Выяснилось, что многие и сегодня желают выписывать периодику, покупать книги.

Несмотря на развитие новых технологий, традиционные печатные носители востребованы. И это не может не радовать!