Монетизировать слова

Источник: Деловая газета. Юг

Монетизировать слова

Писатели из Краснодарского края рассказали «Деловой газете. Юг», за счет чего им удалось привлечь внимание издательств и как зарабатывать на продаже книг в электронном формате. Российские издательства в 2022 году выпустили более 108 тыс. книг тиражом почти 400 млн экземпляров. Общий объем книжного рынка России достиг отметки 101,6 млрд рублей, что на 7,1% больше, чем годом ранее. Доля электронных и аудиокниг составила 11%, или 10,9 млрд рублей. При этом числу выпущенных названий прирост показали доли художественной и детской литературы. Авторы книг из Краснодарского края рассказали «Деловой газете.Юг», как им удалось издать свои рукописи и каким образом можно зарабатывать на произведениях без их печати. Ориентироваться на тренды и работать над продвижением Житель Краснодара Алексей Гридин — юрист и автор книг по финансовой грамотности и ораторскому искусству для детей. На написание книг его вдохновило общение с собственными детьми, которые стали интересоваться, что такое грамотное планирование и распределение денег. Как рассказал писатель, сейчас у автора есть два варианта издать свое произведение. Первый — за свой счет, в таком случае автор полностью оплачивает расходы издателя, начиная от проверки рукописи корректором, заканчивая ее печатью и передачей тиража автору. Второй вариант — выпуск книги по заключенному между автором и издательством лицензионному договору. «В последнем случае издательство принимает на себя обязательства по допечатной подготовке, печати книги и ее дальнейшей реализации в торговых сетях и книжных магазинах, а, возможно, и продаже электронной версии книги в различных интернет-магазинах или на онлайн-платформах», — пояснил Алексей Гридин. Также он обратил внимание на активное развитие в России издательских онлайн-сервисов. «Автор загружает текст, изображения и получает готовую электронную книгу. Онлайн-сервис создает для книги отдельный сайт и по желанию автора бесплатно публикует в интернет-магазинах или при получении оплаты от автора, печатает согласованный сторонами тираж», — рассказал писатель. [ https://www.dg-yug.ru/storage/app/uploads/public/4dc/32a/afd/thumb__720_0_0_0_crop.jpg ] Фото из личного архива Алексея Гридина Первую книгу Алексея Гридина выпустило ростовское издательство «Феникс». Однако прежде чем его произведение привлекло внимание, писатель отправил рукопись в десяток российских издательств. Он рекомендовал начинающим авторам, которые хотят добиться результата, не отчаиваться в случае отказов издательств и настойчиво идти к своей цели. «Наступит тот самый момент, когда ответ будет положительным», — сказал Алексей Гридин. По мнению автора, коммерческий успех книги зависит от уникальности рукописи, популярности автора, а также трендов рынка.  «Не забываем и о названии книги, которое должно быть таким, чтобы заинтриговать потенциальных покупателей, и об обложке», — прокомментировал писатель. Он добавил, что продвижение себя в качестве автора — непростая задача. «В России десятки тысяч авторов, но лишь единицы что называется на слуху. Пожалуй, сейчас наибольшего эффекта можно достичь, продвигая себя в социальных сетях. И, конечно, стоит обратиться к профессионалам, занимающимся продвижением личных брендов и имеющим серьезный опыт в этом деле», — поделился мнением Алексей Гридин. Писатель добавил, что пиар-кампанию книги нужно планировать заранее — здесь следует сделать акцент на работу с блогерами и журналистами, а также продвижение через соцсети. Кроме того, Алексей Гридин советует принимать участие в круглых столах, размещать статьи на публичных ресурсах с наиболее интересными тезисами из своей книги. Доход писателя, по словам Алексея Гридина, складывается как от продаж тиража, так и от заключенных договоров между автором и торговыми сетями. Также можно получать роялти от издательства, когда оно занимается продажами. В этом случае, пояснил писатель, издательство выплачивает автору определенный фиксированную сумму или процент с продаж. Ставка на электронный формат Краснодарская писательница Иванна Белова (псевдоним Яся Белая) для начинающих авторов видит перспективы в распространении своих произведений в первую очередь в электронном формате. «Заработать с бумажной книги новичку практически невозможно. Роялити у начинающего автора, можно сказать, копейки, но приятно поставить свою бумажную книгу на полку», — отметила Иванна Белова. В то же время, добавила писательница, если автор уже имеет популярность и продажи в сети, то его бумажная книга может иметь успех. «Тогда уже приходят готовые фанаты этого автора и книгу практически раскупают в ноль. В таком случае автор может заработать», — уточнила Иванна Белова По ее словам, сейчас основной заработок авторов — это распространение своих книг через подписку на электронные книги, когда роман пишется в режиме онлайн. В таком случае автор выкладывает свое произведение по главам и продает доступ к ним. «Как только книга завершена и отредактирована, она поступает в продажу как финальная версия и тогда цена, как правило, меняется, но незначительно», — добавила писательница. Иванна Белова по образованию журналист. Свой путь в качестве писателя она начала с создания фанфиков (фанатских произведений, написанных на основе известных фильмов, сериалов, мультиков и т. д.) о Гарри Поттере. Ее дебютную книгу выпустило издательство АСТ по итогам конкурса среди авторов любовных романов. «Жюри выбирало определенное количество произведений, мой роман стал одним из пяти победителей первого сезона конкурса и попал в серию», — рассказала Иванна Белова. [ https://www.dg-yug.ru/storage/app/uploads/public/d08/802/316/thumb__720_0_0_0_crop.jpg ] Фото из личного архива Иванны Беловой По словам писательницы, сейчас она делает ставку на продажу своих произведений в электронном виде на литературных онлайн-платформах. Получить статус коммерческого автора ей удалось не сразу, первый опыт оказался не самым удачным. «Нужно было продать 100 книг по подписке за месяц, у меня не получилось. Поэтому первую свою книгу, которую я продавала по подписке, мне пришлось скрыть. Через какое-то время мне вообще сняли коммерческий статус. И очень долгое время у меня не было возможности раскрутить книгу, чтобы она снова стала популярной», — поделилась Иванна Белова. Писательница отметила, что ее популярность и доходы стали расти после того, как она стала ориентироваться на трендовые направления. «Однажды, насмотревшись модных трендов, я решила, а почему бы и нет? Это было направление так называемых современных любовных романов. До этого я писала в основном фэнтези и современность меня привлекала очень мало. Я решила попробовать и взяла модный тренд, модную обложку, аннотацию, близкую к трендам. Получилось так, что когда я поставила кнопку «завершено», моя книга взлетела и на следующий день я проснулась коммерческим автором. Через некоторое время я открыла подписку и распродала ее успешно и получила возможность дальше продавать завершенные книги на сайте. Постепенно доходы и популярность стали расти, приходили новые подписчики», — рассказала Иванна Белова. Она добавила, что сейчас многие сайты дают авторам право открывать подписку, даже если они новички без популярной книги. Сама девушка публикуется на одной популярной платформе издательства «Руграм». «К данному времени получила статус эксклюзивного автора. Продажами в целом довольна», — заключила писательница. Заглавное фото взято с сайта  dg-yug.ru [ https://www.dg-yug.ru/article/131291.html ]