«Почта России» подвела предварительные итоги эксперимента по доставке грузов дронами

Источник: 

Forbes
«Почта России» подвела предварительные итоги эксперимента по доставке грузов дронами

Изображение: Андрей Огородник / ТАСС

«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов авиабеспилотниками. И она оказалась примерно в 150 раз выше, чем регулярным пилотируемым рейсом, и более чем в 40 раз превысила стоимость доставки чартером. Эксперимент по доставке грузов дронами начался в 2022 году. Одной из его целей было снижение стоимости логистики вполовину

Доставка грузов «Почты России» с помощью беспилотных авиационных систем (БАС) пока остается в десятки раз дороже доставки пилотируемыми регулярными или чартерными рейсами, несмотря на то что целью эксперимента было в том числе снижение стоимости логистических сервисов. Об этом сообщил РБК со ссылкой на презентацию к докладу руководителя дирекции управления транспортом «Почты России» Георгия Баутина о предварительных итогах работы эксперимента на конференции по беспилотникам в Московском авиационном институте (МАИ).

В частности, по данным «Почты России», в настоящее время перевозка 1 кг груза на маршруте из поселка Тазовский в село Антипаюта в Ямало-Ненецком автономном округе (время в полете — около полутора часов) с помощью беспилотника пока обходится в 151 раз дороже, чем на регулярном пилотируемом рейсе, и в 43 раза дороже чартера. Так, согласно докладу, стоимость доставки на регулярном рейсе между пунктами составляет 90 рублей за 1 кг груза, на чартере — 315 рублей, а с помощью авиабеспилотников — 13 600 рублей, подсчитали в «Почте России». При этом целью эксперимента было снижение стоимости перевозки до значений ниже, чем на пилотируемой авиации, уже к 2024 году, отмечает РБК.

Также в «Почте России» указали на недостаточную надежность доступных к эксплуатации беспилотников и на необходимость дооснащения инфраструктуры для организации постоянной эксплуатации БАС. Среди других проблем авторы доклада выделяют также отсутствие стремления авиакомпаний с пилотируемыми воздушными судами к сотрудничеству с БАС из соображения конкуренции и обеспечения безопасности полетов, пишет РБК. 

Одним из преимуществ использования авиабеспилотников в «Почте России» назвали возможность доставлять грузы при любых климатических условиях, даже сложных.

Эксперимент с доставкой грузов в пяти регионах с помощью авиабеспилотников был утвержден в 2022 году и должен продлиться три года. В марте 2022-го правительство подписало постановление об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении программы по эксплуатации БАС в Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе и Томской области. Эксперимент особенно актуален для для жителей удаленных и труднодоступных территорий, пояснила пресс-служба правительства. «Сейчас доставка грузов в такие районы осуществляется либо сезонно, либо с помощью обычного авиатранспорта, что экономически неоправданно при перевозке небольших грузов», — было сказано в сообщении. 

По оценкам «Почты России», которые в марте 2022-го привело Минэкономразвития, использование авиабеспилотников должно было увеличить среднюю скорость логистики на региональной маршрутной сети на 30%, увеличить объемы грузопотока в разы и снизить стоимость логистических сервисов до 50%. 

Опрошенные РБК эксперты связывают отсутствие значимых результатов эксперимента с частичным или временным снятием административных барьеров текущего запретительного регулирования отрасли БАС. «В нацпроекте (по развитию БАС, был запущен в январе 2024-го. — Forbes) мало смысла без снятия административных барьеров в регулировании. Эту проблему почти за десять лет так и не решили», — утверждает основатель сервиса обеспечения безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков, объясняя, почему начало реализации нацпроекта не привело к дополнительному развитию отрасли. По мнению гендиректора компании «Русдронопорт» (разрабатывает станции базирования беспилотников) и эксперта рынка НТИ «Аэронет» Николая Ряшина, эксперименту также помешало отсутствие возможности летать в городских агломерациях, где есть потребность в массовой доставке грузов. 

Ряшин допустил, что массовое и регулярное применение авиабеспилотников возможно в России через пять лет. По мнению ведущего эксперта центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) по направлению «Искусственный интеллект» Александра Родина, заказы на доставку с помощью БАС начнут активнее появляться «года через три».