Для детей не читается

Источник: Коммерсантъ

Для детей не читается

Продажи детской литературы и изданий для школьников в первом квартале снизились почти на 30%, подсчитали книготорговые сети. На тенденцию повлиял рост себестоимости книг в среднем на 25% и перераспределение расходов в семьях. Речь идет в первую очередь о печатных изданиях – платформы цифровых книг падения в категории не наблюдают. Но, отмечают участники рынка, основу сегмента создают именно бумажные книги. По итогам года издатели ожидают общего снижения продаж на 5–7%. Они пытаются исправить ситуацию, расширяя ассортимент. Но признают, что существенное влияние на нее может оказать только снижение цен. По данным книготорговой сети «Читай-город», спрос на детский сегмент (категории «Литература для детей и юношества» и «Литература для средней школы и абитуриентов») снизился в первом квартале почти на 30% в натуральном выражении, рассказал «Ъ» президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. Тенденция, по его словам, связана с ростом себестоимости книг в среднем на 25%. После начала военных действий на Украине возник острый дефицит кадров в книжной полиграфии, серьезные проблемы с мелованной бумагой, расходниками, техникой и запчастями к ней (см. «Ъ» от 11 марта [ https://www.kommersant.ru/doc/5251272 ]  и 5 октября [ https://www.kommersant.ru/doc/5594741 ]  2022 года). Все это привело к росту цен на книги: по оценке директора издательства «Росмэн» Бориса Кузнецова, до конца года он составит примерно 10–15%. Крупные издательства рассчитывают исправить ситуацию, расширяя ассортимент. Так, рост отгрузок «АСТ» в первом квартале год к году составил 9%, говорит Олег Новиков. У издательства «Альпина. Дети», по данным TexTerra, доля отгрузок в общем объеме группы выросла с 3% в 2019 году до 10% в 2023-м: «Издательству 'Альпина. Дети' в 2023 году исполняется пять лет, и редакция активно работает над расширением ассортимента». У специализированных игроков ситуация хуже. Так, в рамках проекта «Фабрика комиксов» в первом квартале отгрузки детских книг снизились на 20%, рассказал его издатель Федор Еремеев: «Цены на книги сильно выросли, родители не готовы их покупать». В ИД «Нигма» отмечают, что отгрузки за первые пять месяцев года сократились на 26% в натуральном выражении год к году. На это повлияло несколько факторов, поясняет гендиректор ИД Светлана Иванова: «Подорожание полиграфии не только в России, но и по всему миру, перераспределение расходов в семье – раньше люди тратили на детскую литературу, сейчас стали задумываться о накоплении, плюс стали меньше читать». Спрос на детскую литературу не растет даже в категории цифровых книг. Так, в ГК «ЛитРес» сообщили, что продажи детской литературы в первом квартале год к году остались практически на том же уровне: «В топ самых популярных детских книг в этот период вошли: Антуан де Сент-Экзюпери 'Маленький принц' в электронном формате, Наринэ Абгарян 'Манюня' в аудиоформате, Анна Старобинец 'Зверский детектив. Щипач (аудиоспектакль)'». Но именно в детском сегменте, уточняет господин Еремеев, доминируют печатные издания: «Родители достаточно консервативны и не готовы давать ребенку в руки планшет или смартфон. Они стараются с детства приучить его к мелованной бумаге, показывать иллюстрированные картинки через личный контакт». Поэтому цифровой формат не пользуется такой популярностью, подтверждает собеседник «Ъ» на книжном рынке: «Он может быть дешевле, но печатные книги эффективнее». Издательства могут увеличивать отгрузки, однако это не улучшит ситуацию с продажами, считает источник «Ъ» в одном из издательств: «Детский ассортимент будет просто лежать на складах, пока его не начнут покупать, ситуация останется прежней». В целом, по мнению собеседника «Ъ», рынок детской литературы в 2023 году упадет на 5–7%. Развитие направления возможно при содействии государства. И такие проекты есть – например, Национальная премия в области детской и подростковой литературы, об учреждении которой сообщали в начале апреля, отметил господин Новиков: «Но меры должны быть комплексными – здесь стоит говорить и о появлении 'Гоголевской карты' (абонемент на книги по аналогии с 'Пушкинской картой'), благодаря которой детям станут доступны классические и современные произведения, прежде всего отечественные». Юлия Юрасова