Почему редакции СМИ погрязли в судах из-за публикаций чужих фотографий

Источник: 

Российская газета
Почему редакции СМИ погрязли в судах из-за публикаций чужих фотографий

Изображение: advgazeta.ru

Использование фотографий без подтвержденного авторства для иллюстрации материалов в газетах, на сайтах и других интернет-площадках, все чаще приводит руководителей российских СМИ в суды.

По данным председателя клуба руководителей медиа, генерального директора «ФедералПресс» Надежды Плотниковой, начиная с 2016 года, выявлено более восьми тысяч дел о нарушении СМИ авторских прав. В результате редакции были вынуждены выплатить сотни миллионов рублей компенсаций.

«Практически нет ни одного СМИ, которого эта проблема не коснулась. Это говорит об ужасающем масштабе ситуации. Если для крупных медиа защита своих прав или выплата штрафа в несколько сотен тысяч рублей – относительно посильная ноша, то для небольших региональных медиа – это фактически угроза существованию», – сообщила руководитель медиахолдинга во время обсуждения темы на площадке ИТ-комитета в Госдуме.

Эксперты подчеркивают: истцы, как правило, действуют через посредников, не имея связи с реальными авторами. При этом рассмотрение большинства дел в суде заканчивается в их пользу. Чтобы пресечь злоупотребление в этой сфере, специалисты предлагают внести изменения в Гражданский кодекс.

Также представители медиа озвучили законодателям инициативу по созданию единого мультимедийного банка. Такой ресурс позволил бы СМИ быстро, а самое главное – легально использовать в своей деятельности фотографии и видео.

Комментарий

Елена Овчинникова, заместитель директора Уральского филиала «Российской газеты», медиаюрист:

– Проблема, действительно, глобальная. К примеру, в Свердловской области есть издательская группа, предъявляющая исковые требования к СМИ разного уровня и в разных регионах уже много лет. Количество выигранных процессов перевалило за 600. Но ведь это означает, что не менее 600 раз их произведения использовались без учета авторских прав.

Согласитесь, эта «медаль» имеет оборотную сторону: легкомыслие и правовая неграмотность самих СМИ. Уже 18 лет действует четвертая часть Гражданского кодекса, регулирующая вопросы интеллектуальной собственности, в том числе авторских прав, ранее действовал «Закон об авторском праве и смежных правах». Однако до сих пор бытует мнение, что все, что можно найти в интернете – «ничье». В результате – тысячи судебных споров, растягивающихся иногда на годы. И речь здесь не только о фотографиях, но и о текстах, об определении, что является произведением и, следовательно, охраняется законом, а что – нет.

Слово «произведение» используется в Гражданском кодексе почти 600 раз, но – увы – формулировки этого понятия в нем нет. Отсюда масса разноречивой практики и сложностей при рассмотрении спорных ситуаций.

Действительно: необходима работа с нормативными актами. Но еще более, на мой взгляд, необходима работа с самими СМИ, повышение их внутренней ответственности перед чужим творческим трудом.