Google, Meta и Telegram грозит запрет рекламы в России

Источник: Ведомости

Google, Meta и Telegram грозит запрет рекламы в России

Роскомнадзор готов до конца февраля начать принимать первые меры принуждения в отношении зарубежных IT-компаний, которые не выполняют требования российского закона «о приземлении». Об этом 16 февраля рассказал на расширенном заседании комитета Госдумы по информполитике замруководителя службы Вадим Субботин. Он назвал в числе компаний-нарушителей Google, Meta (владеет Facebook, WhatsApp и Instagram) и Telegram. Из всех предусмотренных законом мер принуждения первыми могут стать запрет рекламироваться где-либо и размещать рекламу на своих сервисах, отметила замруководителя ФАС Карина Таукенова. Кроме того, в Госдуме разработали поправки о введении оборотных штрафов, которые будут применяться к компаниям – нарушителям закона «о приземлении», рассказал на заседании председатель комитета Думы по информполитике Александр Хинштейн. По его словам, сейчас поправки в Кодекс об административных правонарушениях направлены в правительство. «Те иностранные гиганты, которые не выполнили прописанные в законе требования, помимо мер принуждения, (...) будут нести и административную ответственность, которая будет предусматривать оборотные штрафы», – заявил Хинштейн. Он добавил, что административная ответственность будет предусмотрена не только для компаний, но и для должностных лиц. Закон «о приземлении» крупных иностранных IT-компаний в России начал действовать с 1 января 2022 г. Согласно ему, компании с аудиторией свыше 500 000 пользователей в сутки должны выполнить три требования: создать на своей платформе форму взаимодействия с пользователями, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а также открыть в России свое представительство или филиал. В ноябре надзорное ведомство назвало 13 компаний, которые попадают под действие этого закона. Среди них оказались Google, Meta, Apple, Telegram, Twitter, TikTok, Zoom. По словам Субботина, семь компаний в той или иной степени начали исполнять требования закона, а две из них выполнили все три – это Apple и Spotify. «У нас есть и компании, которые не выполнили полностью основные обязанности, – это Google, Discord, Pinterest, Telegram, Meta и Twitch. Отмечу, что в ближайшее время Роскомнадзор запустит процедуру тех мер принуждения, которые предусмотрены законом», – заявил на заседании чиновник. Отвечая на уточняющий вопрос, он добавил, что эти меры могут начать вводить уже до конца текущего месяца. Как отметил Субботин, речь идет в первую очередь об экономических мерах принуждения компаний к выполнению закона. Всего в законе этих мер восемь – от запрета размещать рекламу и рекламироваться на других платформах до полной блокировки в России. По словам Таукеновой, в первую очередь речь идет об «экономических мерах такого мягкого воздействия». «Речь идет о запрете (рекламы. – «Ведомости») самого ресурса и запрете рекламы на этом ресурсе», – отметила она на заседании. Таукенова добавила, что ФАС готова инициировать разбирательства после получения соответствующей информации от Роскомнадзора. Пока время рассмотрения этих дел регламентировано сроком в месяц, но регулятор работает над сокращением этого срока. Меры по рекламе рассматриваются в качестве приоритетных, добавил Субботин, в дальнейшем к компании-нарушителю могут применяться и остальные шесть, включая запрет на прием платежей от российских физических и юридических лиц, замедление работы и полная блокировка. «Как нам кажется, и в законе (о приземлении. – «Ведомости»), и в подзаконных актах все требования к иностранным компаниям по приземлению максимально комфортны, просты и доступны», – отметила заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Бэлла Черкесова, добавив, что подведомственный министерству Роскомнадзор находится в диалоге со всеми компаниями. Как минимум для Google и владельца Facebook Meta выручка от размещения рекламы является одним из основных доходов, напоминает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. В то же время положения закона «о приземлении», касающиеся ответственности за непредоставление Роскомнадзору информации о размещении рекламы, вступают в силу только осенью, обращает внимание эксперт. В целом же компаниям будет сложно исполнять требование о запрете рекламы, а властям будет непросто отследить его выполнение – «рабочей схемы для этого пока нет», считает Казарян. С другой стороны, является ли запрет на рекламу и оборотные штрафы теми мерами, которые способны вынудить компании исполнять российский закон, однозначно сказать нельзя, считает эксперт. Это зависит от того, насколько важен компаниям российский рынок, уточнил Казарян.