Рейтинг субъектов РФ по обеспеченности населения НТО «Печать»
25.05.2023
Источник: СППИ ГИПП
Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) подвел итоги мониторинга состояния сети розничной продажи газет и журналов в регионах Российской Федерации. Результаты мониторинга основаны на информации, предоставленной СППИ ГИПП органами исполнительной власти субъектов РФ, контролирующими объекты реализации печатной продукции. Всего к началу 2023 года в России насчитывалось свыше 13,2 тыс. специализированных нестационарных торговых объектов, реализующих периодическую печатную продукцию (киоски и павильоны прессы с ассортиментом периодической печати более 50% в обороте). За 2022 год количество киосков и павильонов прессы по стране сократилось на 7,3%, или более чем на 1 тысячу объектов. Обеспеченность граждан РФ НТО «Печать» ухудшилась на 7,1% и составила в среднем 10,9 тыс. жителей на 1 объект. Наилучшие показатели обеспеченности киосками прессы в 2022 году отмечены в Центральном и Северо-Западном федеральных округах – соответственно 8,7 тыс. и 10,3 тыс. жителей на 1 киоск. Хуже всего киосками прессы обеспечены жители Северо-Кавказского федерального округа, где один торговый объект приходится на 15,4 тыс. человек. Из субъектов федерации наилучшую обеспеченность киосками прессы продемонстрировали Калининградская область (3,8 тыс. жителей на 1 торговый объект), Удмуртская Республика (4,9 тыс.), Псковская область (5,0 тыс.), Чеченская Республика (5,1 тыс.), Республика Марий Эл (5,5 тыс.). Хуже всего дело с обеспеченностью населения киосками прессы обстоит в Кабардино-Балкарской Республике, Курганской области, Кировской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Республике Коми, Республике Северная Осетия – Алания – в этих регионах 1 киоск обслуживает от 72,5 до 98,3 тыс. жителей. В 2022 году в 23 субъектах РФ ситуация с киосками печати улучшилась, здесь открывались новые специализированные НТО. Наибольшее количество новых киосков появилось в Московской области (121), Калининградской области (113), Удмуртской Республике (84). Еще в шести регионах увеличение количества киосков за год составило от 30 до 40 объектов – это Псковская область, Республика Марий Эл, Республика Бурятия, Нижегородская область, Ставропольский край и Омская область. В то же время, в 55 регионах отмечено снижение количества НТО «Печать». Лидерами по закрытию киосков стали Республика Башкортостан и Санкт-Петербург, где их стало меньше соответственно на 185 и 176 объектов. От 50 до 100 киосков было закрыто в Ростовской области (-95 объектов), Самарской области (-94), Новосибирской области (-89), Вологодской области (-82), Томской области (-97), Кабардино-Балкарской Республике (-58), Кировской области (-52). Приходится констатировать, что в целом по стране ситуация с киосками прессы продолжает ухудшаться. В значительном числе регионов количество нестационарных торговых объектов, реализующих периодическую печать, сокращается, и обеспеченность ими населения все менее соответствует утвержденным Правительством РФ нормативам. В определенной степени ухудшение ситуации с киосками прессы в стране объясняется объективными причинами, влияющими на сокращение продаваемых тиражей и экономику торговых объектов. Снижение спроса на печатную продукцию связано с ее подорожанием, вызванным значительным ростом цен на полиграфическую бумагу, на расходные материалы для печати и типографские услуги. Конечно, сказывается и растущая «цифровизация» населения, и уход с российского рынка некоторых зарубежных журнальных брендов после начала СВО, и др. Но, к сожалению, к объективным факторам добавляются субъективные, к которым можно отнести не всегда продуманные и оправданные действия местных администраций, нежелание создавать благоприятные условия для такого низкорентабельного, но имеющего важное социальное значение бизнеса, как распространение печатной продукции. В их числе: - принятие администрациями решений о демонтаже киосков прессы в связи с истечением сроков аренды и отказ пролонгировать договоры с распространителями, - требования о демонтаже киосков под предлогом благоустройства городских территорий, зачастую без предоставления равнозначных компенсационных мест, - произвольные, без обсуждения с местным бизнесом и издателями изменения схемы дислокации НТО «Печать», запрет на установку киосков прессы в центральной части города, - требования о реконструкции НТО или об установке в короткие сроки за счет распространителей новых киосков, соответствующих утвержденному дизайн-коду (внешнему виду НТО), - запрет на установку НТО «Печать» на придомовых территориях, как это было, например, в г. Перми, несмотря на отменяющие такие запреты решения Конституционного суда и Федеральной антимонопольной службы, - отказ от проведения конкурсов на право размещения НТО «Печать» с учетом опыта и деловой репутации претендентов в пользу организации аукционов, в которых победителями становятся непрофильные, но финансово состоятельные компании, - установление слишком высокой арендной платы за размещение торгового объекта прессы. Со своей стороны, Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) обращается к главам субъектов РФ и городских администраций с просьбой обратить внимание на проблемы с распространением печатной продукции в киосковых сетях и принять меры по их устранению. Пресс-служба СППИ ГИПП Рейтинг обеспеченности регионов РФ специализированными торговыми объектами по распространению периодической печати опубликован [ https://digital.gov.ru/uploaded/files/analiticheskaya-spravka-po-obespechennosti-regionov-rossijskoj-federatsii.pdf ] на сайте Минцифры России.